История рижского трамвая ведет отсчет с 1901 года – тогда вместо привычной конки горожане увидели на улицах самодвижущиеся вагоны. Один из излюбленных сюжетов старинных открыток − трамвай, идущий по Смилшу. Это единственная улица Старого города, по которой когда-то ходил трамвай.

Первая линия рижского трамвая открылась 11 июля 1901 года, осенью прибавилось еще пять. Маршрут в Старый город начинался у Биржи, проходил по улице Смилшу, бульварам Бастея, Театральному, Кр. Барона и заканчивался на Бруниниеку. В 1904-м его продлили до Ревельской − нынешней Таллинас.

Номеров у линий не было. Маршруты узнавали по планшетам с их наименованиями, а также по разноцветным щиткам. У каждого маршрута были свои цвета − красные, зеленые, желтые, белые. С прибавлением новых линий появились и двухцветные щитки. В первые годы на Смилшу ходил трамвай с красным щитком, позднее − с зелено-белым. Вечером на трамваях включались разноцветные фонарики. Опять же для каждого маршрута своего цвета. Старожилы рассказывали, что даже после Второй мировой, когда у маршрутов были номера, сохранялись и разноцветные ночные фонарики. К традициям тогда относились с пиететом.

На Смилшу была лишь одна колея, поэтому «кольцеваться» на конечной, у Биржи, трамвай не мог. Вагоновожатый просто переходил на другой конец вагона. А курсировали по Смилшу так называемые моторные вагоны. Каждый был рассчитан на 36 пассажиров − 20 сидячих мест, 16 стоячих.

Рулил вагоновожатый, стоя на открытой платформе. Управлялся трамвай двумя тормозами − ручным и пневматическим. Никаких защитных стекол, отдельной кабины. Выходили пассажиры мимо водителя. Зимой «рулевой» должен был посыпать рельсы песком. Делал он это через специальное устройство, которое было рядом с ручным тормозом.

Почему Смилшу была единственной улицей Старого города, куда сворачивал трамвай? Там находилась Биржа − самое деловое общественное заведение далеких лет. На нынешней Домской площади была и редакция популярной немецкой газеты Duna-Zeitung , а на другой стороне Смилшу − страховое общество «Россия». Здание, построенное по проекту петербургского архитектора Н. Проскурнина, на Смилшу, 1/3, сохранилось и сегодня.

Количество трамвайных линий растет, протяженность маршрутов увеличивается. В 1907 году их общая длина составила 38 километров, в 1914-м − 50. На окраинах вырастали новые фабрики, заводы, туда и прокладывались новые пути. В Милгравис, на Саркандаугаву, в Ильгюциемс, Московский форштадт. Вводится и специальный тариф для рабочих − 2 копейки. Для сравнения: обычная цена на проезд доходила до 10,5 копеек.

Накануне Первой мировой в столице Лифляндии был один из самых внушительных трамвайных парков страны России − 150 моторных вагонов и 130 прицепных. А знаете, почему? Потому что мы тогда не заказывали общественный транспорт в Турциях, Венгриях или Чехиях, а почти вся Россия заказывала его у нас. Электрические трамваи изготавливали на рижском Руссо-Балте, а моторы к ним − на заводе «Унион», в корпусах которого в советское время располагался ВЭФ.

Многие старые открытки с изображением трамвая издатели дополняли словами «Привет из Риги». Это действительно когда-то была наша достопримечательность.

В независимой Латвии на первых порах трамвайное движение находилось в частных руках. Только в 1932 году «внутригородские железные дороги», как писали о трамвайных линиях в справочниках, перешли в ведение думы. В середине 1930-х годов вокруг Старой Риги была проложена кольцевая линия. От нее в разные стороны тянулись рукава – 13 маршрутов. 2-й, к примеру, шел по Бривибас, Миера и заканчивался у водонапорной башни в Чиекуркалнсе, 11-й, как и сегодня, − у Межапарка, 3-й пролегал по Марияс, Стабу, Авоту и Пернавас. В 1930-е годы трамвайные пути пролегали и рядом с Президентским замком – со стороны набережной.

Вагоны тогда были значительно меньше сегодняшних. Иногда пассажиров перевозил моторный, без прицепа. Свидетельница того времени, рижанка Эрика Пилсетниеце, рассказывала, что водитель сидел за мотором, на неудобной откидной скамеечке. От ветра и дождя его защищало небольшое оконце. Окно, скамейка, а также рукоятка, приводящая в движение мотор, были переносными. На конечной вместе с этим нехитрым скарбом водитель перебирался в противоположный конец вагона, где тоже находился электромотор. И вагон трогался уже «задом наперед».

Билеты продавал кондуктор. Во время остановок он же сигнализировал водителю о том, что поездку можно продолжать. В салоне были оборудованы специальные кожаные ремни, которые тянулись к водителю и заканчивались звоночком. Вот этими механизмами и управляли «хозяйки салона». Воевали они, конечно, и с «зайцами». Правда, по заверениям Эрики, последними тогда были лишь «негодные мальчишки». Взрослые считали ниже своего достоинства не брать билет. Прицепные вагоны частенько бывали с открытыми платформами, поэтому «зайчатам» приходилось проявлять чудеса ловкости – на ходу, до остановки, вскакивать и выскакивать из трамвая. Однако если безбилетник попадался на глаза патрулировавшему на перекрестке блюстителю порядка, ему были обеспечены серьезнейшие неприятности...

На снимках: трамвай начала XX века. Трамваи на Бривибас в конце 1920-х. Кондукторы в 1930-е годы. Трамваи около Президентского замка. Первые трамваи ходили по улице Смилшу. Открытки из коллекции автора.

Р И Ж С К И Й Т Р А М В А Й Что связывает Одессу с Ригой?.. Вопрос? " Мужчина провёл с дамой ночь, а утром сказал: -- Как настоящий джентельмен после того, что случилось, я должен на Вас жениться! Она ответила: -- Я согласна, я согласна, но вус тистэс, вус тистэс?! Если вы захотите перевести "вус тистэс" на русский язык, это будет близко к "что случилось?" " В старые, добрые времена...и недобрые времена многие в Одессе говорили на идиш. Причем необязательно евреи. В Одессе идиш был в какой-то мере интернациональным языком, и никто не стеснялся, даже евреи. А чего стесняться - язык как язык. Все так говорят. Идиш широко использовался людьми разных национальностей, независимо от пятой графы... - так отзывается об Одессе и, рассказывает о жизни в Одессе коренной одессит - ...Это же был язык общения. Если ты не знаешь языка, так о чем с тобой говорить?! Идиш знали даже завзятые хулиганы. Причем одновременно с "феней". А женщины вполне могли спокойненько переговариваться на идише, идя по разным сторонам улицы, по середине которой ходил трамвай. И никому до этого не было дела. Аицин паровоз! Подумаешь, женщины разговаривают. Ну пусть даже немного громко, что за ними трамвая не слышно(рижского!). Ну, так и што?! Ну, шо тут "такого"?!". Я не знаю за одесский идиш, но за справедливость скажу: " Там где есть евреи, там живет идиш". А в Риге евреи есть. Немного, как везде, но есть. И я вам таки скажу, что... Никто, в Риге не будет спорить за признанный, мировой общественностью, искромётный и темпераментный "одесский" юмор. За "рижский"... до меня уже сказали Аркадий Райкин и Михаил Задорнов. Конечно, есть различие. Мягкий прибалтийский климат поощряет работу над мыслью с такой ювелирной точностью, чтобы... "комар носа не подточил". Это так. А что за Ригу?.. То за Ригу уже сказал знаменитый, именуемый в народе, "рижский" трамвай. Не всё, конечно. Но сказал таки, что о нем уже много лет говорят в Одессе... Что нам делает честь! Мы можем постараться догадаться, что именно "рижская" модель трамвая была признанной венцом современной технической мысли того времени!? А нам это надо?! Тем более нам вряд ли удастся докопаться до истинной, глубинной причины, по которой Одесса приобретала именно "рижскую" модель трамвая?! Да, вот... сейчас... Подождите... Вот!.. Ой, и не надо мне сказать, что причина была другая, а не та, о которой вы сейчас подумали! Нам же доподлинно известно, что "рижская" модель - единственная в Советском Союзе, у которой в 1972 году исчезла лобовая эмблема, а её место заняли латинские буквы RVR - Рижский вагонный завод, на латышском языке Rigas vagonu rupnica. Любовь к латинице? Не знаю, может быть. История говорит, что Рижский вагонный завод был основан в 1885 году немецко-балтийским предпринимателем Оскаром Фрейвертом, как акционерное общество " Feniks", и был первым и крупнейшим производителем вагонов в Российской империи. А первым трамваем вообще и непосредственным предшественником электрического трамвая, в частности, была "конка" - городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными. Чаще всего лошадьми. Были бы мулы, то приводились бы мулами. А где эти мулы? В Америке?! Так это же далеко. - 2 - Мы знаем, что рабочий день лошади был ограничен физическими возможностями животного. Четыре- пять часов. И что вы скажите? - Мы не любим животных и не переживаем за их жизнь?.. В Великобритании на острове Мэн "конка" функционирует до сих пор. Моё первое знакомство с электрическим трамваем произошло в Лиепае, городе моего детства. Больше нигде, я не встречал такой "вечно-плачущей лошади", которая живет в проголодь, а эксплуатируется и днем, и ночью, без отдыха, который представлял "лиепайский" трамвай. Другое знакомство, но уже с "рижским" трамваем произошло в мой приезд в Ригу к моим родственникам по маме... Ночной поезд из Лиепаи прибыл в Ригу около шести утра. Мы прошли по улице квартал от железнодорожного вокзала до трамвайной остановки на улице Кришьяна Барона. Достопримечательностью этой улицы была её уборка. Дворники мыли тротуары и свой участок улицы из шланга водой. Это было удивительно для детского сознания. В годы Советской власти на табличках домов была следующая надпись: "ул. Кр. Барона", позже я услышал, что студенты весело называют её: "улица Красного Барона". Наверное, потому, что красный цвет был основным в этот период развития города. Конечно, "рижский" трамвай-"буханка" ещё как грохотал и пронзительно визжал при поворотах, проезжая по улицам Риги, но мне он показался даже очень скоростным, насколько это можно отнести к трамваю, по сравнению с "лиепайским" тихоходом. Трамвай мчался по утренним свежевымытым улицам, создавая у меня приподнятое настроение. Понятно, что герметизация вагонов не способствовала к душевным беседам, но шум позволял не отвлекаться от происходящего на улице движения жизни в Риге. Можно было рассмотреть уличных пешеходов, витрины домов и вывески магазинов. В те старые, добрые времена в трамвае можно было и услышать такой диалог пассажиров, стимулирующий жизненный тонус. И вспомнив одесситов, которые говорят: "Живи, раз взялся!", послушаем его: - Адам! У меня есть всё! -- Да?! А что у тебя есть? - с взметнувшимися вверх от удивления бровями откликался Адам. -- Всё!.. Что надо. -- А что надо? -- А что надо, то и есть. -- А есть-то что? -- То, что есть, то и надо. -- А надо Что? -- Что есть, то и надо. В настоящее время по улицам Риги курсируют низкопольные, бесшумные с хорошей герметизацией и высоким уровнем комфорта трамваи. Есть ретро-трамвай. Но летом. Со мною можно не согласиться, что поездки в трамвае располагали не только к общению на идиш, но и к взаимопониманию и межкультурному диалогу. Я даже не буду настаивать, что "рижский" трамвай был прибежищем свободомыслящих личностей, а был и остается банальным общественным транспортом отдельно взятых граждан отдельно взятой страны... - 3 - Негр сидит в трамвае и читает газету на иврите. Это замечает сидящий рядом еврей и говорит: -- Вам таки мало, что вы негр? У анекдотов нет хозяина, как и у юмора нет границ. Но бытует утверждение, что все анекдоты придуманы в Одессе. А если это так, то этот анекдот случился действительно в Одессе, но... в "рижском" трамвае. Других в Одессе не было. Тогда. А всем известное устремление одесситов к независимости?.. Оно находит в их шутках, и мы читаем: "... Что интересно, идиш в Одессе был распространен шире, чем украинский язык, хотя, и по слухам, Одесса находится на Украине. Однако, Одесса явно не украинский город. Это вам не Киев, не Львов, не Жмеринка и не Крижополь! Одесса - это Одесса. И скажите мне, при чём здесь Украина?!" Но связь есть. Едут в поезде украинец и еврей. Украинец вытащил ароматный шмат сала, галушки, кровяную колбаску, сидит, уплетает. Еврей достал кусочек фаршированной рыбки - вкушает и приговаривает: "Пища богов, да и полезна чрезвычайно, тут и калий, и фосфор каждую клеточку мозга питают". Сосед не выдержал, предложил поменяться. Жует фаршированную рыбу и недоумевает: вкуса особого нет, пахнет сомнительно... Говорит: " Что-то мне кажется, я совершил неравноценный обмен". Еврей: "Вот видите, серые клеточки уже начали работать!" И между тем межкультурный диалог продолжается: Хохол снимает со стены ружьё, куда-то собираясь. -- Ты куды, Петро, зибрался? - спрашивает жена. -- Та пиду, трохи москаликов постриляю... -- А ну як воны тебе? -- А меня за що? Замечу. Один межкультурный диалог открывает следующий и последующий... и бывает "снося государственные границы", стремится к всеобщему межкультурному общению: Вопрос армянскому радио: -- Правда ли, что у женщин легкого поведения ночью глаза светятся? Реплика одесского радио: -- Если бы это было правдой, то в Одессе были бы белые ночи... Реплика рижского радио: -- Позвольте?!.. Реплика питерского радио на эту же реплику одесского: -- Просим воздержаться от намеков... Диалог продолжается и если смотреть на мир живыми глазами, не устаешь удивляться всему, что в нем происходит. В 1912 году электрический трамвай ходил из Риги до станции Кемери, что в Юрмале, городе- спутнике Риги. Сейчас туда ходят электропоезда того самого Рижского вагонного завода, что выпускал знаменитый "рижский" трамвай. Рига и Юрмальское побережье с неповторимым белым песком пляжей не так далеки от Одессы. Есть ещё рижский черный бальзам, рижские шпроты и рижский черный хлеб, рижское бархатное пиво. И есть, То... о чем вы сейчас подумали. Лехайм!

Общественный транспорт Латвии оказался вполне годным для комфортного передвижения по городу. В этом посте я расскажу и покажу обновленные трамваи Škoda в Риге, и особенности оплаты проезда в общественном транспорте.
1. Для начал пробежимся по автобусам и троллейбусам. О них нужно делать отдельный пост, но это как нибудь в следующий раз. Пока посмотрим как они выглядят.


2. Автобус.


3. Троллейбус.


4. Желтенький автобус.


5. Кстати, такси с радио и вайфаем. Оплата по счетчику.


6. Но вернемся к трамваем. Все трамваи, как и весь общественный транспорт в Латвии ходит по расписанию. То есть на остановках установлены табло с расписанием точного времени прибытия маршрутного транспорта. Можно рассчитать свое время прибытия с точностью до минуты.


7.


8. В этот раз не было времени прокатится на ретро-трамвайчике, но в следующий раз не упустим такой возможности. Его расписание находится в самой нижней табличке. Это самый настоящий старинный трамвайчик, которые ходили сто лет назад.


9. Не так давно в Риге обновили трамвайный парк и теперь по некоторым маршрутам ходят отличные, комфортабельные низкопольные трамваи Шкода. Они хорошо вписываются в облик города.


10. Трамваи хороши абсолютно во всем, для начала, с эстетической точки зрения. Современные формы, много остекления, низкопольная система посадки пассажиров, система посадки малотранспортабельных пассажиров (колясочников) и т.д. Даже реклама на них смотрится вполне нормально.


11.


12. В трамваях работает система кондиционирования, поэтому на остановках двери не открываются на распашку как у старых моделей. Их нужно открывать самому легким нажатием на кнопку.


13. Выходить так же, нажав кнопочку.


14.


15. Трамваи ходят очень мягко. Внутри светло и сухо, не шумно и чисто.


16. Приятна каждая деталь интерьера.


17.


18.


19. Стены и остекление не уделаны вандалами рекламными листовками. Для рекламы отведено специальное место, как например в скоростных трамвайчиках


20. Обозначены правила пользования общественным транспортом.


21. Есть специальное информационное табло состоящее из трех мониторов, где изображается полезная информация: карта города, местоположение трамвая, остановка и еще что-то.


22.


23. Хорошее остекление.


24.


25. Специально оборудованные места для людей с ограниченными возможностями.


26. Белый ящик — это механизированный "трап" для подъема в салон колясочников.


27. Что же касается оплаты. В Риге в ходу Е-талоны, система электронного обилечивания. Это на подобии московских проездных. Пассажиры самостоятельно производят валидацию талонов.


28. Для изучения всей системы обилечивания мне потребовалось всего пять минут. Такого удобного и понятного интерфейса в России я не видел. К примеру, если вы не приобрели Е-талон, то можно купить билет прямо на борту. Для этого в головном вагоне трамвая стоит автомат.


29. Он принимает наличные (купюры и монеты) и пластиковые карты.


30. Экран сенсорный и информация дублируется еще на трех языках кроме латышского: русском, немецком и английском.


31.


32.


33. Мы оплачивали наличными. Проезд стоит 50 сантимов (30 рублей)


34.


35. С билетами выдается и сдача.


36. А теперь внимание! Что меня поразило. Автоматы выдают БЕСПЛАТНЫЕ билеты! Да, именно. В меню можно выбрать "Бесплатный билет" (самая нижняя "кнопка"), что мы и проделали в качестве эксперимента (конечно свой проезд мы оплатили).
UPD: Мне подсказали, что это все таки не совсем бесплатный проезд, а билет для льготников:
..."получить БЕСПЛАТНЫЙ БИЛЕТ у водителя, не используя персонифицированный э талон, могут также инвалиды 1-й и 2-й группы, инвалиды в возрасте до 18 лет и лицо, сопровождающее инвалида 1-й группы или инвалида в возрасте до 18 лет (водителю необходимо предъявить годное удостоверение инвалида)"...
https://www.rigassatiksme.lv/ru/bilety-i-e-talon/vidy-e-talonov/



Вы можете себе представить, что бы власти города позаботились о вас так же? Что бы были учтены интересы бездомных граждан и тех, кто не в состоянии в данный момент оплатить свою поездку?

В общем Рига меня снова приятно удивила.

37. Еще немного об оплате проезда. Если вы постоянно или преимущественно проживаете в Риге, то все таки лучше приобрести Е-талон, так как в этом случае можно немного экономить на поездках, правда сколько именно не могу сказать, нужно самому пробовать. Но выйдя из трамвая я специально изучил один из автоматов, которые стоят практически на каждой остановке.


38. Интерфейс стандартный, такой же как и в салоне трамвая, но с более расширенным выбором поездок и транспорта.


39.


40.


41.


42.


Для справки: 1 лат равняется 60 руб. То есть цена проезда в общественном транспорте Риги равняется ее комфорту. К примеру в Саратове общественный транспорт по качеству сравним с общественными туалетами (то есть я лучше до дома потерплю или пешком пройдусь по городу) но и цена в два раза дешевле. Хотя конечно не одной ценой продиктовано ужасное качество обслуживания в сфере пассажироперевозок, но все же, я к примеру, был бы согласен с повышением цены на проезд (до 30 и более рублей), если бы власти города смогли обеспечить граждан подобным качеством (это обязанность властей и администрации города, если кто не в курсе).

43. Надеюсь эта информация оказалась познавательной и будет полезна для всех туристов желающих посетить такой замечательный город Рига. Спасибо за внимание.

рижский трамвай 7, рижский трамвай желание
Латвия

Вид городского общественного транспорта в Риге.

На 2016 год в Риге действуют 9 трамвайных маршрутов (2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11). С 1 февраля 2015 года цена одного проезда ― 1 евро 15 центов, а у водителя ― 2 евро.

  • 1 История
  • 2 Подвижной состав
  • 3 Маршруты
    • 3.1 История маршрутов
  • 4 Трамвайные депо
    • 4.1 Подвижной состав
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

В 1882 году был заключён договор концессии между Рижской городской управой и генеральным консулом Швейцарии в России инженером Эженом Дюпоном. Договор предусматривал строительство первых линий городской конки (вместимость - до 40 пассажиров). 23 августа 1882 года в Риге было открыто 3 линии. «A» - по Театральному бульвару-Александровской до Ревельской улицы. Линия «B» начиналась также с Театрального бульвара, продолжалась на улице Карловской мимо Даугавмалского рынка до моста. Третья линия «C» начиналась с набережной проходила по Московской улице и заканчивалась на Двинской. 1885 трамвайное хозяйство было преобразовано в АО «Рижская конная железная дорога».

В 1900 году Рижская городская управа и возглавляемое Э. Дюпоном акционерное общество подписали договор, согласно которому в течение полутора лет требовалось построить несколько линий электрического транспорта. 11 (24) июля 1901 года первый электрический трамвай отправился в путь по линии «Город - Александровские ворота». Строительство трамвайных линий продолжалось до Первой мировой войны. К тому времени протяжённость линий трамвая составляла 48 849 метров, ежегодно перевозилось свыше 52 миллионов пассажиров. Во время войны большая часть трамвайного подвижного состава и оборудования была вывезена в Москву и Петербург.

После образования независимой Латвии трамвайное хозяйство находилось в ведении бельгийских предпринимателей, которые думали больше о получении прибыли, нежели об инвестициях в развитие. Между тем состояние инфраструктуры ухудшалось. 1931 году трамвайное хозяйство вновь перешло в ведение города. Постепенно улучшилось состояние рельсовых путей, вырос объём пассажироперевозок.

Билет старого образца на проезд в рижском трамвае

После Второй мировой войны трамвайное хозяйство было полностью разрушено. Началось восстановление трамвайных линий, были проблемы с подачей электроэнергии.

Прежний компостер

Трамваи уже не могли справиться с растущим объёмом пассажирских перевозок, поэтому требовалось найти другое решение. На средства, выделенные на эксплуатацию трамваев, в 1947 году в Риге было организовано троллейбусное сообщение. Для централизованного управления развитием сетей обоих видов городского электрического транспорта был создан единый Трамвайно-троллейбусный трест (латыш. Tramvaju un trolejbusu tresta). Аббревиатура его имени, ТТТ , вскоре обрела широчайшую известность благодаря одноимённой баскетбольной команде (создана 5 ноября 1958 года), которая впоследствии стала самым титулованным баскетбольным клубом Латвии, СССР и Европы. Но и о прямых своих обязанностях перед городом ТТТ не забывал: для оптимизации движения электротранспорта в центре Риги на нескольких улицах трамвайные рельсы сняли, переложив перевозки на более манёвренные троллейбусы. 1984 году была построена новая трамвайная линия в Иманту.

Трамвай в Межапарке

До 1975 года пассажиров в троллейбусах и трамваях обслуживали кондукторы. Позже билеты можно было приобрести в полуавтоматах, а в 1997 году в трамваи и троллейбусы вновь вернулись кондукторы. начале XXI века Трамвайно-троллейбусное управление было объединено в единое предприятие с автобазой Рижской думы и двумя автобусными парками. 2007 в трамваях кондукторов сменили компостеры. мае 2009 года компостеры были заменены электронными считывающими устройствами с билетами содержащими электронные данные. Новая программа именуется «E-talons» - «Э-талон» и включает как билеты с лимитом поездок, так и именные или неименные билеты сроком действия от 2 до 13 лет.

Рижский трамвай использует штанговый токоприёмник.

Подвижной состав

Технические особенности рижского трамвая

Среди полутора сотен городов СССР с трамвайным движением Рига и Даугавпилс составляли исключение: в качестве токосъёмных устройств использовались не пантографы (как у электропоездов) или бугели, а штанга (как у троллейбуса, но только одна). Преимущество штанги: она легче бугеля и, тем более, пантографа. Но, с другой стороны, штангу в известной мере эксплуатировать труднее: одновременно со стрелочным переводом на рельсах (ещё одна особенность: в Риге в последние несколько лет появились стрелки не с одним, а двумя "перьями») надо обеспечивать и переключение «стрелки» на контактном проводе.

Преимущество штанги на троллейбусе - возможность вагону отклониться до 5 м от провода - для трамвая не очень актуально, а вот вероятность срыва с провода штанги, в отличие от пантографа, весьма высока. Тем не менее, затраты, связанные с переходом на другой токосъём, и, что более существенно, необходимость одновременного вывода из эксплуатации на время перемонтажа сети не одного, а сразу нескольких маршрутов, обслуживающих многотысячные пассажиропотоки - всё это на протяжении многих десятилетий препятствовало необходимой перестройке. Впрочем, в других городах СССР, наоборот, экспериментировали в 1950-е годы с переводом трамваев с бугелей (доминировавших до конца 50-х годов) на штанги, и ввиду отсутствия убедительных аргументов в пользу пантографа Рига продолжала эксплуатировать трамваи со штангами. Третий латвийский город с трамваем Лиепая перешёл со штанг на пантографы в 1961 году, остановив движение трамваев на одни сутки.

Интересно, что вагоны рижского трамвая были эвакуированы во время Первой мировой войны в Петроград и использовались на пригородной дороге «Оранэла».

Вагоны с пониженным уровнем пола

С 2009 года городское предприятие Ригас Сатиксме решило пополнить подвижной состав новыми вагонами с пониженным уровнем пола. До сих пор в Риге эксплуатируются вагоны чешского производства фирмы «Татра» - Т3А и Т6В5. Ввод в эксплуатацию вагонов нового типа «Шкода» 15Т Рига с низким полом, также изготовленных в Чехии, будет производиться постепенно. Первые такие вагоны пошли по маршруту № 6 «Ул. Аусекля - Югла», где наблюдаются самые большие пассажиропотоки. Так 1 июня 2010 года первый трамвай нового поколения начал свою полноценную «трудовую деятельность», гостеприимно распахнув свои двери для пассажиров. Регулярные поставки новых трамваев начались в сентябре 2010 года и до февраля 2011 года прибыли 20 трёхсекционных трамваев «Шкода» 15Т Рига и 6 четырёхсекционных трамваев «Шкода» 15Т1 Рига. феврале 2013 года низкопольные трамваи начали курсировать и на маршруте № 11 «Привокзальная площадь - Межапарк».

Предполагаемый ввод в эксплуатацию новых вагонов с пониженным уровнем пола по другим маршрутам:

  • 4: Центральный Рынок - Иманта, ориентировочно 2017 год.
  • 5: Ильгюциемс - Милгравис, ориентировочно 2022 год.
  • 7: ул. Аусекля - Т/Ц Долэ (3 и 9), ориентировочно 2026 год.
  • 2: Центральный Рынок - ул. Тапешу, ориентировочно 2029 год.
  • 10: Центральный Рынок - Бишумуйжа, ориентировочно 2032 год.

Новые вагоны не потребовали сколь-либо существенной реконструкции рельсового пути и стрелочных переводов, однако, в связи с тем, что они оборудованы токоприёмником типа полупантограф (прежде в Риге использовалась только штанга), потребовалась полная реконструкция контактной сети. Новая конструкция контактной сети совместима с токоприёмниками обоих типов: полупантограф и штанга.

Маршруты

  • № 2 Рижский Центральный рынок - (Засулаукс) - ул. Тапешу;
  • № 3 Югла - Торговый центр «Доле» (Кенгарагс);
  • № 4 Рижский Центральный рынок - Иманта;
  • № 5 Ильгюциемс - Милгравис, перед Конечной в Милгрависе имеется небольшой однопутный участок (примерно 250 метров), а примерно за 800 метров до конечной в Милгрависе имеется трамвайное пересечение с железной дорогой;
  • № 6 Югла - Ул. Аусекля;
  • № 7 ул. Аусекля - Торговый центр «Доле» (Кенгарагс);
  • № 9 «Алдарис» (Саркандаугава) - Торговый центр «Доле» (Кенгарагс), по рабочим дням, в часы пик;
  • № 10 Рижский Центральный рынок - Торнякалнс - Бишумуйжа, участок от 4-го трамвайного депо до конечной в Бишумуйже (примерно половина маршрута) является однопутным с разъездами на трёх остановках из семи не считая конечной на этом участке;
  • № 11 ул. Эзермалас (Межапарк) - Привокзальная площадь.

Трамвай обслуживает следующие микрорайоны: Центр, Агенскалнс, Засулаукс, Иманта, Ильгюциемс, Саркандаугава, Милгравис, Тейка, Югла, Московский Форштадт, Краста, Кенгарагс, Торнякалнс, Катлакалнс, Чиекуркалнс, Межапарк.

История маршрутов

  • № 1 Ильгюциемс - ВЭФ (45-я средняя школа), Ильгюциемс - Чиекуркалнс, Ильгюциемс- Центральный Рынок, в 2006-2009 гг. - Иманта - Югла;
  • № 2 Засулаукс - Чиекуркалнс, Засулаукс - ВЭФ (45-я средняя школа), с ноября 1979 года продлён от станции Засулаукс по улице Тапешу;
  • № 3 ВЭФ (45-я средняя школа) - «Керамика» (массив Краста);
  • № 4 Ильгюциемс - «Алдарис» Саркандаугава, с октября 1984 года Иманта - Чиекуркалнс;
  • № 5 Милгравис - Торнякалнс;
  • № 6 Привокзальная площадь - Югла (1991-2013);
  • № 7 ул. Аусекля - Красный Квадрат (ныне Торговый центр «Доле»);
  • № 8 Засулаукс - «Керамика» (массив Краста), в 2002-2009 гг. - ул. Тапешу - Межапарк;
  • № 9 «Алдарис» Саркандаугава - Красный Квадрат (ныне Торговый центр «Доле»);
  • № 10 Центральный рынок - Торнякалнс - Бишумуйжа;
  • № 11 ул. Радио (ныне Привокзальная площадь) - Межапарк;

Маршруты: 7, 9, 10, 11 не подвергались изменению

Примечание: От станции Засулаукс почти до ул. Слокас по улице Тапешу линия была открыта в ноябре 1979 года. Последняя построенная линия в Иманту была открыта в октябре 1984 года.

Планировались линии:

  • в Дрейлини (через Пурвциемс),
  • в Плявниеки (через Пурвциемс или Деглавский мост),
  • в Зиепниеккалнс,
  • в Аэропорт,
  • по улице Сканстес (вероятно будет построенна к 2023 году),
  • через будуйщий Ганзейский мост,
  • продление линии по Бривибас Гатве до Берги,
  • продление линии по улице Маскавас до Дарзини,
  • продление линии по улице Баускас до Валдлаучи,
  • продление линии по улице Тапешу до Ильгюциемса.

Трамвайные депо

3-е трамвайное депо 4-е трамвайное депо 5-е трамвайное депо
  • 3-е трамвайное депо. Ул. Фридриха, 3 - Микрорайон Московский Форштадт. Обслуживает трамвайные маршруты: 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10.
  • 4-е трамвайное депо. Ул. Типографияс, 1 - Микрорайон Торнякалнс. Обслуживает трамвайные маршруты: Закрыт.
  • 5-е трамвайное депо (бывшее 1-е). Ул. Бривибас, 191 - Микрорайон Гризинькалнс. Обслуживает трамвайные маршруты: 4, 6, 11.

Все три депо - варианты одного проекта, разные по размерам, но выполненные в одном стиле. Построены в 1900-1901 годах, архитектор Пауль Мандельштам.

Подвижной состав

  • 190 вагонов Татра Т3А (из них 30 законсервировано)
  • 32 вагона Татра Т6В5 (Только у 3-го депо; из них 24 законсервировано)
  • 30 вагонов Татра Т6B5R (Только у 3-го депо)
  • 20 вагонов Škoda 15T Rīga (в 5-м депо, первый вагон доставлен 29 марта 2010 года, 1 июня 2010 года введён в эксплуатацию)
  • 6 вагонов Škoda 15T1 Rīga (длина трамвая - 41 м, в 5-м депо, первый вагон доставлен 8 июня 2012 года)

См. также

  • Рижский троллейбус
  • Рижский автобус

Примечания

  1. Транспорт

Ссылки

  • предприятие «Ригас Сатиксме»
  • Сайт об истории рижского трамвая
  • Сайт о рижском трамвае
  • Фотографии первого трамвая Škoda 15T в Риге на сайте СТТС

рижский трамвай 11, рижский трамвай 7, рижский трамвай желание, рижский трамвай номер

Рижский трамвай Информацию О

Конный трамвай в городе появился ещё в 1882 году, одной из первых в Российской империи.
Электрификация конки и, соответственно, появление трамвая относится к 1901 году.

Протяжённость трамвайных линий - около 90 км (33-е место в мире):

Ликвидация трамвайных линий в Риге в советское время имела относительно небольшой размах; линии чаще не закрывались, а перемещались на параллельные улицы. Несмотря на это, трамвай был вытеснен из основных транспортных коридоров. Впрочем, трамвайная сеть, тем не менее, присутствует во всех основных районах города (кроме востока и крайнего юго-запада).

Пассажиропоток - около 100 тысяч человек в день:

Трамвай уже не является основным городским транспортом, немного отставая по объёмам перевозок от троллейбуса и значительно - от троллейбуса. Тем не менее, в большинстве основных транспортных коридоров именно трамвай является основным видом транспортом (так как трамвай является основным транспортом в районе главного транспортного узла Риги, вблизи старого города, железнодорожного вокзала, автовокзала и центрального рынка).

Основа подвижного состава - вагоны Татра Т3А:

Также в немалом количестве имеются вагоны Татра Т6В5:

Особенность всех рижских Татр - это использование ими штанги вместо пантографа.
Но самое главное - это наличие в Риге современных европейских вагонов Шкода 15Т:

На Шкодах, в отличие от Татр, используются полупантографы.

Рига - первый и пока единственный город в бывшем СССР, где значительный объём перевозок выполняется современным европейским подвижным составом.
В целом, рижская трамвайная система - одна из самых современных и развитых на постсоветском пространстве, что выражается не только в новом подвижном составе, но и в состоянии путей, и в месте трамвая в городской транспортной политике. Существуют планы развития трамвайной сети, которые вполне могут осуществиться при современных тенденциях.
Как-то так.