Технические параметры

Стадион на Крестовском острове, также известный как «Зенит Арена», единственное в России спортивное сооружение, оснащенное раздвижной крышей и выкатным полем, благодаря которым оно может трансформироваться в площадку для самых разных событий. Комплекс инженерных решений, использованных на объекте, делает его не только одним из самых высокотехнологичных в мире, но одним из самых безопасных и удобных для посетителей.

Интересные факты

Самый высокий стадион в России

Самый высокий стадион в России: высота без пилонов - 75 метров, что позволяет сохранить высокую вместительность и великолепную видимость

Специалисты со всего мира

На пике строительства было задействовано 4500 человек: это специалисты со всего мира – России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, Австрии, Швейцарии, Германии, Англии, Сербии.

Места для всех

14270 мест будет предназначено для активных болельщиков, 560 - для маломобильных посетителей и 104 скайбокса для тех, кто хочет провести время на арене с особым комфортом

Отличная инфраструктура

На стадионе будет расположено 8 кафе и 8 ресторанов на 5 тыс. мест, а также 1109 женских и 1311 мужских туалетов, в том числе, 46 для маломобильных посетителей и 85 для персонала

32 тыс. тонн металлоконструкций

Вес металлоконструкций стадиона - 32 тыс. тонн, что сравнимо с 4 Эйфелевыми башнями

Много мест

34 тыс. метров займут кресла стадиона, если их выстроить в одну линию, это более 300 футбольных полей

Огромная крыша

Площадь крыши стадиона - 71000 кв. м, что приблизительно равно 3 Красным площадям

Выкатное поле

Выкатное поле весом 7000 тонн, включающее газон, систему подогрева и обдува, двигатели и металлический каркас, будет перемещаться за пределы чаши и наоборот всего за 4 часа

Больше, чем Wembley

При строительстве стадиона было использовано 486 тыс. куб. м бетона - в 5,5 раз больше, чем для возведения Wembley

Выкатное поле и раздвижная крыша

Сочетание раздвижной крыши и выкатного поля станет одними из главных ноу-хау стадиона. Поле размерами 120*80 м будет перемещаться с помощью системы электродвигателей, предварительно приподнимаясь с помощью нагнетенного воздуха. Во время проведения футбольных матчей поле будет находится внутри чаши стадиона, а на период концертов, выставок и соревнований по другим видам спорта оно будет располагаться за пределами стадиона. Это решение позволит поддерживать высокое качество газона на протяжении всего года и избежать необходимости его неоднократной замены, неизбежной для классических футбольных арен. Для поддержания постоянного температурного режима и уровня влажности поле будет снабжено системой аэрации и электроподогрева. Время, необходимое на перемещение поля и все сопутствующие этому процедуры, составит около 6 часов.


Выкатное поле нового стадиона

Раздвижная крыша обеспечит поступление солнечного света в дни, когда футбольное поле будет находиться внутри стадиона: без должного количества солнца газон не будет расти. Кроме того, согласно регламенту FIFA, матчи должны проходить под открытым небом и наличие раздвижного сегмента кровли позволяет удовлетворить это требование. Но самое главное, на новом стадионе будут созданы комфортные условия для посетителей в любое время, в том числе зимний зимой. Раздвижная крыша является дополняющей поле технологией: она обеспечит поступление солнечного света в дни, когда футбольное поле будет находиться внутри стадиона. Кроме того, согласно регламенту FIFA, матчи должны проходить под открытым небом. Раздвижной сегмент позволит удовлетворить это требование и обеспечить комфортные условия пребывания посетителей арены в зимний период, на время которого крыша будет закрыта.

IT-инфраструктура

Беспроводной доступ

Стадион на Крестовском - это масштабный IT-проект, который учитывает все потребности и помогает реализовать все возможности современного спортивного сооружения. Площадь стадиона будет покрыта сетью беспроводного доступа в интернет (wi-fi): емкость проектируемой сети – 436 точек доступа. Сеть обеспечит неограниченный доступ к Internet и внутренним медиа-ресурсам посетителей категории VIP, VVIP и гостей скайбоксов. Ей также смогут воспользоваться представители СМИ и сотрудники стадиона. Кроме того, сеть будет поддерживать связь арены с персоналом ситуационного центра.

Обработка и передача данных

Технологическую мощность стадиона обеспечат 250 км оптоволоконных сетей. Вся информация, генерируемая на стадионе, будет храниться в едином центре обработки данных (ЕЦОД) мощностью более 50 Тбайт. Столь мощная инфраструктура способна поддерживать работу любого существующего на сегодняшний день прикладного программного обеспечения. На стадионе будет развернута система передачи данных с 15 тыс портами и двумя каналами подключения к сети Internet. Для обеспечения обменом данными систем комплексной безопасности предусмотрена отдельная линия. Скорость передачи информации между коммутаторами по дублировнным оптическим каналам составит 10Gbps. Скорость передачи данных для подключения пользовательского оборудования – 1Gbps.

Платежно-пропускная система

Платежно-пропускная система стадиона - единый программно-аппаратный комплекс для полноценной автоматизированной работы с посетителями арены. Она предназначена для информационно-справочного обслуживания, предоставления профильных платных и бесплатных услуг и организации контроля доступа зрителей.

С помощью платежно-пропускной системы будут осуществляться следующие операции:

  • продажа билетов, абонементов и карт с использованием всех возможных каналов, включая интернет и билетных операторов;
  • контроль доступа зрителей различных категорий и регистрация попыток несанкционированного доступа;
  • мониторинг устройств контроля доступа зрителей;
  • разрешение конфликтов сотрудниками при автоматизированном входном контроле;
  • аккредитация определенных категорий посетителей;
  • автоматизация работы парковки;
  • выдача, приемка парковочных билетов и сбор платежей за парковку;
  • автоматизация тарификации;
  • автоматизация точек питания;
  • обеспечение продаж товаров и услуг стадиона безналичной системой оплаты;
  • отображение в реальном времени процессов системы, в том числе, процесса заполнения стадиона;
  • получение статистической и аналитической информации о посетителях, их интересах и их посещаемости;
  • формирование финансово-отчетной информации и передача в систему бухгалтерского учета.

В дальнейшем система может быть использована для внедрения системы лояльности посетителей.

Безопасность стадиона

Видеонаблюдение

На объекте будет смонтирована система видеонаблюдения, которая позволяет проследить за любым из зрителей от входных кордонов безопасности до места на трибуне. Система идентифицирует билет, внешность и послужной список болельщика. В подтрибунном пространстве стадиона будет установлено в общей сложности 600 видеокамер. Главная задача видеонаблюдения - фиксировать противоправные действия и проводить идентификацию нарушителей.

Охранная сигнализация

Для защиты от несанкционированного проникновения на стадион посторонних лиц стадион будет оснащен системой охранной сигнализации. Проектом предусмотрено около 3,5 тыс магнитоконтактных извещателей, устанавливаемых на двери и окна, около 200 извещателей битого стекла и более 1 тыс оптикоэлектронных извещателей, контролирующих объем помещений.


Пожарная сигнализация

Система пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара в начальной стадии и формирования управляющих сигналов на включение различных систем. На случай возникновения прецедента на стадионе предусмотрен комплекс мер: оповещение и управление эксплуатацией (переход работы объекта в аварийный режим), запуск системы дымоудаления, отключение вентиляционных систем, управление лифтами, отключение технологического оборудования и т.д. Система будет построена на базе 16 пожарных станций, расположенных в различных частях здания и объединенных в локальную сеть, которая представляет собой одну децентрализованную станцию. В качестве датчиков будет использовано более 10 тыс. мультисенсорных и 2 тыс. ручных извещателей.

Система пожаротушения

На объекте будет установлено несколько видов противопожарных систем. В аппаратных - порошкового пожаротушения, в электрощитовых - газового пожаротушения и водяного - во всех остальных помещениях. В подтрибунных пространствах арены предусмотрены спринклеры, а внутренние и внешние светопрозрачные конструкции (витражи, окна, двери) в случае срабатывания системы будут орошаться тонкораспыленной водой. Одной из уникальных особенностей объекта станет система тушения пожара в зоне трибун - роботизированный пожарный комплекс. При поступлении сигнала пожарный робот определяет место очага возгорания и производит автоматическое пожаротушение распыленной водой. Робот оснащен «техническим зрением» состоящим из ИК-датчика со сканером и тв-камеры. Он также наделен интеллектом: определением координат цели и наведением на очаг возгорания. Пожарные роботы связаны информационной сетью, управляемой через центральный пульт и интегрированы в комплексную систему безопасности.

Управление стадионом

Единый центр управления

Единый центр представляет собой узел связи и управления, откуда отвечающий за операции стадиона персонал будет отслеживать процессы, происходящие на арене и управлять всеми инженерными системами, реагируя на любые возникшие ситуации – как до начала мероприятия, так в его процессе и после проведения.

Системы мониторинга

Система осуществляет мониторинг всех подсистем: систем безопасности, жизнеобеспечения, противопожарной защиты, систем связи, информирование дежурного персонала Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, органа повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) о возникновении предаварийных, аварийных, чрезвычайных ситуаций и пожаров. Даже в кризисных ситуациях система связи и управления стадионом обеспечивает на объекте гарантированно устойчивую телефонную связь между оперативно-спасательными службами, специальными формированиями и штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система мониторинга инженерных (несущих) конструкций стадиона осуществляется в режиме реального времени и позволяет отслеживать изменения состояния инженерных (несущих) конструкций.

Система дистанционного управления стадионом

Автоматическая система дистанционного управления стадионом предназначена для централизованного мониторинга, диспетчеризации и управления рядом

Инженерных систем:

  • энергосбережением
  • спортивным освещением
  • отоплением
  • отоплением
  • кондиционированием
  • теплоснабжением
  • котельной
  • тепловыми завесами
  • холодоснабжением
  • системами связи
  • билетно-пропускной системой
  • технологиями футбольного поля
  • газовым пожаротушением
  • пожарной сигнализацией
  • раздвижной крышей
  • выкатным полем
  • лифтами и эскалаторами

Спортивное освещение

На арене будет установлено специализированное освещение, которое соответствует всем условиям, для комфорта игроков, зрителей, судей и работы тв-камер. В том числе, для устранения эффекта мерцания при замедленных и сверхзамедленных повторах для прожекторов использованы электронные и высокочастотные пускорегулирующие аппараты. Проектом спортивного освещения предусмотрено аварийное телевизионное освещение – возможность непрерывной телевизионной трансляции и нормального проведения матча в случае прекращения подачи электроэнергии. На стадионе будет обеспечено электроснабжение осветительной установки футбольного поля по первой, особой категории с использованием независимого резервного источника питания и источника бесперебойного питания. Благодаря этому, 100% осветительных приборов остаются в рабочем состоянии, обеспечивая ненормируемые уровни освещенности в течении 3 часов. Осветительное оборудование стадиона разместится на специальном кольцевом техническом мостике, обеспечивающем беспрепятственный и удобный доступ к нему в любое время. Мостик расположен в пространстве между фермами («рельсы» по которым перемещается раздвижаная часть крыши) и соединен системой переходных радиальных мостиков с выходами на кровлю.

Стадион «Крестовский» в Санкт-Петербурге войдет в историю, как самый долгостроящий. Вокруг него было массу шуток, скандалов и денег. Во время чемпионата мира посетить стадион смогут 67 800 тысяч зрителей. Стоимость «Крестовского» составляет 43 миллиарда рублей. Стадион управляется компанией «Газпром», которая отдает его в пользование местному футбольному клубу «Зенит».

Расположение и адрес стадиона в Санкт-Петербурге

Название «Крестовский» пошло от того, что стадион располагается на Крестовском острове. Ранее на этом месте была арена имени Кирова. Адрес стадиона: Батарейная дорога, дом 1.

Как добраться до стадиона «Санкт-Петербург»

На метро

Спустившись в подземку следует доехать на поезде до станции метро «Крестовский остров». Далее нужно пройти 2 км по территории парка по Батарейной дороге. Ближе болельщикам, спешащим на стадион, можно будет добраться со станции метро «Новокрестовская» — 1,6 км по пешеходному мосту через Южную дорогу.

Автобусы-шаттлы

Как и в других городах-участницах ЧМ-2019 в Санкт-Петербурге будут курсировать бесплатные австобусы-шаттлы, которые начинают свою работу по перевозке болельщиков за три часа до матча. Добраться до стадиона на автобусе-шаттле можно от станции метро «Петроградская» (S3), метро «Выборгская» (S4), от аэропорта «Пулково» (S10) – все автобусы следуют до автостанции «Крестовский остров». Автобусы от станции метро «Выборгская» (S4) и от станции метро «Чкаловская» (S6) довезут до Батарейной дороги.

Трамваем

– От станции метро «Старая деревня» и далее до Яхтенной улицы можно добраться на трамвае № 19, далее по Яхтенной улице, Яхтенному мосту и Северной дороге (2,3 км). Трамвай идет примерно 10 минут.
– От станции метро «Чёрная речка» и далее до Яхтенной улицы можно добраться на трамвае №№ 48, 48А, далее по Яхтенной улице, Яхтенному мосту и Северной дороге (2,3 км). Трамвай идет примерно 20 минут.

Схема мест и секторов на стадионе «Санкт-Петербург»

Стадион в культурной столице России самый дорогой и современный в России. Главной изюминкой арены является раздвижная крыша, которая очень актуальна из-за погоды в Санкт-Петербурге.

Открытие стадиона в Санкт-Петербурге

27 октября 2016 года на стадионе прошёл первый футбольный матч на выдвижном поле между командами «Метростроя» и строителей Санкт-Петербурга. Официальное же открытие арены состоялось 22 апреля 2017 года матчем между «Зенитом» и «Уралом». 17 июня 2017 года во время матча открытия Кубка Конфедераций обнаружились технические проблемы нового стадиона: в подтрибунном помещении протекала крыша и не работал лифт. Будем надеяться, что к чемпионату мира не «выскочат» другие проблемы.

Матчи чемпионата мира на стадионе в Санкт-Петербурге

Матч группы В: Марокко – Иран 15 июня.
Матч группы А: Россия – Египет 19 июня.
Матч группы Е: Бразилия – Коста-Рика 22 июня.
Матч группы D: Аргентина – Нигерия 26 июня.

Игры плей-офф и за третье место в Санкт-Петербурге

Матч 1/8 финала между лучшей командой группы F и второй командой группы E пройдет 3 июля.
Матч 1/2 финала состоится 10 июля.
Матч за 3-е место пройдет 15 июля.

Ознакомьтесь с полным в России.

Всего два с половиной месяца остаётся до старта главного футбольного праздника этого года – финальной части Чемпионата мира по футболу, матчи которого пройдут в 11 городах России. Одним из принимающих городов станет Санкт-Петербург. На новенькой «Санкт-Петербург» арене состоится четыре матча группового этапа, а также по одной игре 1\8 и 1\2 финала и матч за третье место – всего семь встреч.

Товарищеский матч между сборными России и Франции стал очередной тренировкой для всех служб, обеспечивающих порядок и безопасность во время события. Журналист нашей редакции побывал на игре в качестве рядового зрителя и предлагает несколько советов тем, кто на стадионе ещё не бывал, но собирается ехать на ближайшие матчи Чемпионата России или игры Чемпионата мира.

Совет первый: заранее продумывайте маршрут до стадиона и обратно

Стадион «Санкт-Петербург» (неофициально «Зенит-Арена» или «Крестовский») расположен в Западной части Крестовского острова по адресу Футбольная аллея, 1. До стадиона можно добраться несколькими путями. Сразу хотелось бы сказать, что удобнее всего подходить к объекту пешком. Наиболее простой вариант – это доехать до станции метро «Крестовский остров» и прогуляться 2.5 километра напрямую через парк по Батарейной дороге. От станции метро до стадиона прогулка займёт 25-30 минут.

Другой вариант подойдёт при условии посещения ТРК «Питерлэнд», построенного на краю материковой части Приморского района. До ТРК ходят автобусы от станций метро «Старая деревня» и «Чёрная речка». До самого «Питерлэнда» добираться не очень удобно, зато пеший путь от него до стадиона через пешеходный Яхтенный мост составит около 20 минут.

В дни проведения матчей до арены можно добраться и на бесплатных автобусах, которые принято называть «шаттлами». Они курсируют в течение двух часов до начала игры в сторону Крестовского острова и в течение двух часов после её окончания. «Шаттлы» позволяют избежать транспортного коллапса после матча, когда временно ограничивается работа станции метро «Крестовский остров». Бесплатные автобусы развозят тысячи зрителей до метро «Чкаловская». В день матча между Россией и Францией курсировало несколько десятков шаттлов. Их остановки расположены рядом со станциями метро «Выборгская» (красная ветка), «Петроградская» (синяя ветка) и «Чкаловская» (фиолетовая ветка).

Конечно, до места можно доехать и на личном автомобиле, но сделать это будет сложно. На прилегающей территории есть платные двухъярусные крытые парковки, опоясывающие стадион с юга на север, но отсутствуют бесплатные. Платные парковки позволяют оставить транспорт рядом с ареной, и путь от машины до места болельщика займёт от 5 до 15 минут. Только на платную парковку необходимо заблаговременно приобрести абонемент либо в офисе продаж, либо через официальный сайт ФК «Зенит». Сейчас через сайт абонементы купить нельзя. Видимо, все они давно распроданы. Однако необязательно добираться на автомобиле прямо до стадиона. Если постараться, машину можно оставить в восточной части Крестовского острова и прогуляться 3-4 километра пешком за условные 40-45 минут.

Совет второй: ознакомьтесь со списком запрещенных вещей

Во время матчей Чемпионата мира должны действовать все зоны прохода, но потоки людей на 68-тысячный стадион каждый раз будут большими. На одних только матчах «Зенита» несколько раз случался солд-аут. Зону прохода с рамками предваряет лабиринт, сооруженный из металлических ограждений. Чтобы сэкономить место, желательно не брать с собой рюкзаки и объёмные сумки. Кроме того, при отсутствии ручной клади можно избежать несколько нервных минут допросов со стороны сотрудника службы безопасности, который точно попросит предъявить её содержимое. Ещё можно сберечь минутку-две, если перед проходом через контрольную рамку сразу достать из карманов мобильный телефон и прочие металлические предметы.

Во время матчей Кубка конфедераций-2017, ставшего репетицией домашнего ЧМ, пресс-служба его оргкомитета опубликовала список предметов, запрещенных на аренах. «Крестовский» также был в числе принимающих стадионов, поэтому ограничения действуют и на нём. В результате к проносу на матчи не допускаются: продукты питания и напитки, жидкости в ёмкостях более 100 мл, термосы и фляги, пиротехника, духи и пудреницы, любой спортивный инвентарь и зонты размером больше 25 см в сложенном виде. Отдельном списком идёт профессиональная аудио, фото и видеоаппаратура: диктофоны, фото и видеокамеры, штативы, дроны и даже селфи-палки.

Помните: чем скорее вы пройдёте через пункт контроля и досмотра, тем больше вы сбережёте нервов себе и сотруднику, работающему на стадионе. И позволите быстрее пройти другим болельщикам, которые нервно стоят в очереди за вами.

Совет третий: плотно поешьте перед игрой

Как мы уже выяснили, на стадион нельзя проносить продукты питания и жидкости, чей объём превышает 100 мл. Конечно, можно попробовать положить в карман «сникерс» или другой энергетический батончик, но раз на раз не приходится, могут и отобрать. Самое правильное решение в данной ситуации – это плотно поесть перед тем, как выдвинуться на матч. Если яркая игра пробудит аппетит, то на «Крестовском» во время перерыва можно заглянуть в одну из шести лавок с провиантом, расположенных по трибунам.

Цены по меркам рядового петрозаводчанина, конечно, кусаются: 100 рублей за пол-литра воды и любого другого напитка, а на разные снеки по чеку будет выходить 150-300 рублей за единицу. На выбор в меню предлагается обыкновенный фаст-фуд, например, бургеры или роллы. Со времён «Петровского» многим болельщикам полюбилось покупать горячую кукурузу, продают её и на «Зенит-Арене». Момент торжества: с едой, купленной на стадионе, можно подняться на трибуну, только прежде внимательные стюарды попросят вас перелить жидкость из бутылки в картонный стакан, который прилагается к напитку.

Совет четвёртый: подумайте об одежде

Тот случай, когда хочется предупредить не о том, что на стадионе «дубак». Напротив, на стадионе ФК «Зенит» очень тепло даже зимой за счёт крытой крыши. По ощущениям в конце марта на поле и на трибунах было около +15 градусов. Накала страстей на газоне во время матча между Россией и Францией не случилось, но в кресле болельщика всё равно было тепло и уютно.

Видео

На стадионе «Санкт-Петербург» крыша раздвижная, поэтому летом при условии хорошей погоды её открывают, чтобы зрители не задохнулись, а во время дождя и ветра закрывают. Забавно, что у крыши есть свой аккаунт в «Твиттере» с полуторатысячной аудиторией. Крыша информирует, будет она закрыта или нет.

Совет пятый: не тормозите – и проблем не будет

Последний совет обобщает все предыдущие. Если заранее просчитать возможные сценарии и оценить риски, то сложностей в поездке возникнуть не должно. В интернете есть много негативных комментариев о плохой организации работы на входе-выходе со стадиона, но большинство людей создают помехи сами себе.

На игре сборных России и Франции присутствовало 51 165 зрителей. Конечно, если все люди соберутся на игру в последний момент, то столпотворения будет не избежать. Поэтому вход на трибуны обычно открывается за два часа до начала матчей. Другое дело, что этот матч проводился в будний рабочий день, и большинство зрителей едва-едва успевали на стадион к 19:00, учитывая питерские транспортные реалии.

Автобус с болельщиками из Петрозаводска приехал за час до начала игры, за полчаса большинство успело в быстром темпе дойти до арены и за 15-20 минут без проблем пройти все инстанции на входе. На выходе со стадиона, чтобы избежать толпы, было нужно пройти к средней или дальней лестнице, потому что основной поток людей всегда выбирает ближайший спуск. Кстати, об этом извещали волонтёры, которые постоянно повторяли в мегафон инструкции по выходу с арены и отъезда с Крестовского острова.

Помните: всё в ваших руках. Чтобы по-настоящему насладиться футболом, нужна не только классная игра на поле, но и чуточка самоорганизации и дисциплины. Ситуации случаются разные. Не стоит всегда надеется на хорошую организацию, всегда бывают внештатные ситуации. Если их предвидеть, то во многих случаях их можно не заметить или смягчить последствия.

30-е годы было принято решение, что Крестовский остров станет местом для активного отдыха горожан (постановление объединенного пленума Ленинградского областного и городского комитетов (ВКПб) от 15 декабря 1934). Стадион на 100 000 зрителей должен был стать доминантой нового спортивно-развлекательного центра города. Его проектированием было поручено заниматься известному архитектору, профессору Академии художеств, почетному член-корреспонденту Королевского института Британских архитекторов Александру Никольскому.

Строительство началось в 1934 году. Только для создания нулевого уровня стадиона понадобился 1 млн м 3 грунта, еще 2 млн м 3 ушло на строительство самого холма. Помимо стадиона, проект должен был включить площадки для любительского спорта, яхт-клуб, центр парусного спорта, водный театр, пляж, трамплины, вышки, плавучие фонтаны и открытые бассейны.

Стадион был открыт 30 июля 1950-го года, здесь состоялся первый матч двух лениградских команд – «Зенит» и «Динамо». На церемонии открытия собралось более 110 тыс. зрителей. Спустя 30 лет, накануне Олимпиады 1980 года, стадион был реконструирован. Впоследствии реконструкции повторялись еще дважды: к Играм доброй воли (1994 год) и юбилею Санкт-Петербурга (2003 год).

Строительство стадиона «Зенит Арена» («Питер Арена») по проекту японского бюро началось в 2006 году. Первоначально работы выполняла компания «Авант», но вскоре заказчик проекта — Комитет по строительству Санкт-Петербурга расторг договор с «Авантом» и объявил новый конкурс.

Победителем нового конкурса в конце 2008 года стала компания «Трансстрой», к этому моменту реализовавшая большое количество знаковых проектов, в том числе, в области строительства спортивных сооружений и инфраструктурных объектов в Санкт-Петербурге. В 2013 году основные проектные вопросы были решены, при этом были сохранены все концептуальные основы проекта, заложенные Кисе Курокавой. Раздвижная крыша, «парящая» на 8 пилонах, выкатное поле, входы в виде порталов космического корабля и, конечно же, сама «тарелка», возвышающаяся на холме. За год до завершения капитально-строительных работ на стадионе — в мае 2015 года составляет более 70%.

Дизайн

В концепции стадиона, заложенной архитектурным бюро Kisho Kurokawa Architect&Associates, заложена идея стадиона-достопримечательности мирового масштаба, привлекающего всеобщее внимание прогрессивным дизайном и высокими технологиями. Одна из характерных особенностей стадиона — сочетание исторически сохраненных элементов стадиона (павильоны, лестница, фонтан) и высокотехнологичных решений, таких как выкатное поле и раздвижная крыша.

Внешний силуэт арены напоминает космический корабль-тарелку, приземлившуюся на остров. Масштабный купол арены опирается на 8 мачт и формирует образ парусника, гармонично вписывающий неземной объект в окружающий морской пейзаж. Материал, используемый для покрытия раздвижной части купола, светопрозрачная пленка ETFE помимо своего основного назначения – защиты стадиона от осадков и удержания тепла – может служить для проецирования изображения внутри крыши.

В концепции дизайна и отделке использованы строгие прямые линии, нейтральные цвета и светлые оттенки. При выборе материалов были учтены все требования по предъявляемой к ним прочности. Пол большей части зрительских зон будет облицован керамогранитной плиткой, стены окрашены, а потолки декорированы металлической решеткой. Для отделки использованы современные материалы высшего качества, прежде всего, российского производства. Для общественных зон, баров и ресторанов с прилегающими частями коридоров и холлов, как для активной публики, так и для зрителей категории ВИП, также выполнена функциональная современная отделка. Зона зрителей категории ВИП на центральной западной трибуне выполнена с отделкой клубно-ресторанного типа с использованием облицовки из дерева и мягкой мебели.

Схема стадиона «Санкт-Петербург»

Этапы подготовки

Стадион «Санкт-Петербург» стал похожим на окончательную версию в 2016 году, хотя темпы строительства снизились. Если говорить о готовности в процентах, то в начале прошлого года она составляла 82%. Это говорило о том, что к середине года стадион будет полностью достроен. Но из-за споров в финансовом вопросе между подрядчиком и администрацией города, процент строительства резко упал до 3.


Предварительно срок сдачи проекта был назначен на конец 2016 года. Но в сложившейся ситуации окончательный срок сдачи был под вопросом. Для проведения ФИФА необходимы гарантии готовности стадиона к началу 2017 года, в противном случае проведение мероприятия на данном месте будет невозможным. В итоге было найдено компромиссное решение, а строительство стадиона завершено на 100%.

Цифры

Готовый проект стадиона «Зенит-Арена» включает в себя следующие технические характеристики:

— вместимость стадиона на футбольных мероприятиях 68000 зрителей;
— вместимости стадиона на концертных мероприятиях 80000 зрителей;
— на верхних трибунах сможет разместиться 46000 человек, на нижних — 22000 человек;
— общая площадь арены составляет 287600 кв.м.;
— площадь коммерческих помещений 26000 кв.м.;
— внешняя парковка на 2732 места, внутренняя — 240 мест.

Транспортная доступность и благоустройство

Стадион расположен в живописном месте – на одном из самых больших и зеленых островов, омываемых Финским заливом — Крестовском. История Крестовского острова, как главного места для активного времяпрепровождения горожан, насчитывает более 100 лет. На протяжении более чем 50 лет здесь находился один из самых известных и крупных в России стадионов – им. Кирова.

Расстояние от стадиона до исторического центра города – около 8 км. Новый спортивный объект не изменит сложившейся панорамы в зоне исторической застройки. В ближайшем окружении – Приморский парк Победы и более десятка других спортивных объектов (велотрек, баскетбольный центр, яхтенный и гребной клуб, центр спортивных единоборств, теннисные корты и т.д.).

К Чемпионату мира по футболу рядом с ареной планируется строительство станции метро «Новокрестовская», пешеходного моста и яхт-клуба с причалом для общественного водного транспорта.

Как добраться до стадиона?

— доехать до станции метро «Крестовский остров», далее пешком до стадиона через главную аллею Приморского парка Победы - Батарейную дорогу (2,5 км, время в пути – 20-25 минут). Для тех, кому сложно преодолеть такое расстояние, организовано движение экомобилей до Велосипедной аллеи, сервис предоставляется бесплатно;

— по Яхтенному мосту. До Яхтенного моста можно добраться на трамвае № 19 от станции метро «Старая деревня» и № 48 от станции метро «Черная речка»;

— от станции метро «Выборгская» (шаттл S4), время в пути - около 22 минут. Остановка у метро «Выборгская» на существующей автобусной остановке на Лесном проспекте;

— от станции «Площадь Восстания» (шаттл S2), время в пути - около 35 минут. Остановка на Лиговском проспекте, между Кузнечным и Лиговским переулками (у дома № 30 по Лиговскому пр.), у входа в ТРК «Галерея».

Большие проекты всегда вызывают не менее большой интерес. Многие, особо не разобравшись, начинают их ругать. Это же проще всего! Другие, немного включив голову, восхищаются инженерными и техническими решениями. Не избежал этой участи и строящийся стадион «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге. Проект сложный, дорогой, но безумно интересный в техническом плане. А некоторые решения, примененные на стадионе, просто уникальные.

Мне довелось провести на стройке один день и не раз удивиться многим интересным моментам. Но сначала немного истории.

С 1950 по 2006 году в Санкт-Петербурге на Крестовском острове находился стадион им. Кирова. Он являлся одним из самых больших стадионов в мире - был самым большим во всём Советском Союзе, России и Европе.

Последний официальный матч на том поле был сыгран 6 июля 2006 года, и уже к концу 2006 года стадион был демонтирован, чтобы на этом же месте начать строительство нового и почти самого дорогого стадиона в мире. Бюджет проекта примерно равен 35 миллиардам рублей.

И началась стройка…

В течении 2007 года было выполнено свайное поле и полностью завершены земляные работы. В 2008 году был готов проект, он прошел госэкспертизу, но из-за разных коллизий строительство было остановлено.

В декабре 2008 года работы по строительству были возобновлены. Но уже в декабре 2009 года после проверки проекта стадиона на соответствие требованиям FIFA выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует этим стандартам. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали. Для исправления выявленных недостатков в апреле 2010 г. был привлечен новый генпроектировщик - «Моспроект-4», имеющий большой опыт в проектировании спортивных сооружений (например, стадион «Локомотив» в Москве).

Планировка подтрибунных помещений, конфигурация трибун были приведены в соответствии с требованиями FIFA, предъявляемыми к стадионам такого уровня. Появились большие холлы и свободные пространства, были найдены места для размещения дополнительных кафе, баров на всех уровнях стадиона. В связи с вносимыми изменениями строительство было сново остановлено в декабре 2009 года и возобновлено в полной мере в августе 2010 г.

С 2008 года строительство ведет «Инжтрансстрой», входящий в структуру «Трансстроя».

Новый стадион в 2018 году примет матчи чемпионата мира. В том числе и полуфинал. Финальный же матч пройдет в Лужниках. Планируется, что к моменту окончания строительных работ стадион станет одним из самых технологически продвинутых и совершенных спортивных сооружений в Европе. На нём будут отсутствовать легкоатлетические дорожки и он будет предназначен только для проведения футбольных матчей.

Давайте посмотрим на это чудо инженерной мысли. Раскрою сразу несколько технических решений, на которых стоит заострить внимание:
- выкатное футбольное поле;
- огромный железобетонный мост пролетом 100 метров на котором находится трибуна;
- раздвижная крыша.

А остановка строительства пошла только на пользу. За это время свайное поле застабилизировалось и сейчас оно уже не дает осадок. С ним еще связана одна история. Дело в том, что первый генподрядчик («Авант») немного перестарался со сваями, и их получилось больше, чем надо было. В итоге несущая способность поля оказалась больше в два раза, чем было запланировано по проекту. Там вообще случилась темная история с ними… Но зато потом при изменении проекта это сыграло на руку - новый проект стадиона и все изменения прекрасно укладывались в лимиты весов и нагрузок. Только потребовалось сделать усиление ростверков под чашей стадиона.

Ну, хватит вступлений, пора смотреть!

1. Прекрасный вид со стороны Приморского района. Сам стадион напоминает летающую тарелку. Кстати, он имеет специально аэродинамическую форму, так как здесь особенно пришлось учитывать ветровые нагрузки.

2. На стадионе будут проходить все главные культурные мероприятия и концерты Питера. А еще представьте какой-нибудь рок концерт на этом стадионе...

3. Отрицательный угол фасада хоть и красив, но накладывает особые нормы при проектировании и расчетах. Так же от этого фасада ничего не должно отвалится при пожаре для обеспечения эвакуации зрителей. Вообще, пожарным нормам и безопасности на стадионе уделено самое пристальное внимание.

4. По площади это самый большой стадион в Восточной Европе.

5. В связи с тем, что погодные условия в Санкт-Петербурге являются неблагоприятными для роста травы зимой, а город является самым северным, из представляющих Премьер-лигу, авторами проекта было принято архитектурное решение, при котором поле стадиона будет выдвигаться за его пределы, а крыша будет раздвижной, чтобы закрывать поле во время непогоды и холодного времени года. Само поле будет жить на улице, обдуваемое морским ветром. В холодное время оно будет находиться в теплице. Но, самое главное, естественный газон будет получать необходимый солнечный свет для своего роста. А внутри стадиона, уже без футбольного поля, можно проводить концерты, выставки и другие массовые мероприятия, не боясь повредить газон.

6. Первоначальный проект стадиона был из немецкой стали. Но потом решили сэкономить и сделать все из железобетона. Но столкнулись с тем, что конструкции стадиона при использовании бетона стали сильно толще и архитектурный проект не вписывается в существующий конструктив. Пришлось делать запредельное армирование конструкций, но это все равно вышло дешевле, чем использование импортной стали. Сейчас чаша стадиона полностью готова, а металлоконструкции крыши сделана на треть.

7. Для монтажа 22 000 тонн металлоконструкций крыши применили необычный метод. Обычно создаются временные опорные конструкции, и на них ведется монтаж. Но такой способ не обеспечивает необходимую точность и, самое главное, для него требуется два 700 тонных крана. А на стадионе они никак не хотели помещаться.

8. Поэтому решили все сегменты крыши смонтировать на стапеле башенными кранами в одном месте, а потом по направляющим рельсам сдвигать в проектное положение. Этот способ сложнее и требует больше временных конструкций, но в итоге дает высочайшую точность сборки и выигрыш по времени.

.::кликабельно::.

9. Пока в нагромождении строительных конструкций трудно увидеть что будет, но рендеры это позволяют.

10. Стадион в футбольной конфигурации.

11. Решение было очень не однозначным и оно встретило много противников. Но начавшийся монтаж крыши показал, что это правильный путь.

12. Каждая колонна временной конструкции имеет уникальный проект и крепление в чаше. Какие-то колонны ставятся прям на трибуны, но большинство пронзают их до необходимой отметки.

13. Самая изюминка стадиона - мост, который обеспечивает выкатку поля на улицу. Пролет плоского перекрытия более 100 метров! Это уникальная конструкция из предварительного напряженного железобетона. Максимальный нормативный прогиб нижней плиты моста по её центральной оси (посредине пролёта) - 210 мм, а расчётный - 87 мм. На этом мосту находятся трибуна с фанатским сектором (это значат прыжки и прочие футбольные радости) и часть крыши. По сути, это как кусок пирога, который отрезан от остальной конструкции и живет своей жизнью.

14. Внутри трибун в этом секторе не будет баров, ресторанов и других помещений. Только диафрагмы жесткости и небольшие комнатушки.

15. Сейчас мост полностью готов. Нет, вообще удивительно. Ладно бы это был свод, я еще понимаю. Но плоское перекрытие с такими допусками… Фантастика.

16. А это конструкция футбольного поля. Вес ее около 7,8 тысяч тон. Первоначально предполагалось, что конструкцию будет заталкивать под стадион гидравлика, но это медленно, сложно и не надежно. В итоге эта часть тоже была перепроектирована - все футбольное поле будет чуть приподниматься на воздушной подушке, снимая часть нагрузки на ролики. А далее электромоторы в течении нескольких часов передвигают поле. В отличие от полсуток в случае с гидравлическими толкателями.

17. На северной трибуне расположился стапель, где собирают сегменты крыши.

.::кликабельно::.

18. Еще одной особенностью стадиона будет единый центр управления. Сюда будет стекаться вся информация о стадионе, о передвижении людей, о нагруженности магистралей и т.д.

19. На стадионе будет смонтирована система видеонаблюдения, которая в реальном режиме времени позволяет отслеживать любого зрителя от входных кордонов безопасности до его места на трибуне. Система сразу идентифицирует его билет, портрет и его послужной список болельщика.

20. Под крышей будет стоять система дымоудаления и пожаротушения. Все это тоже, естественно, уникально. В случае системы пожаротушения, то она сможет действовать весьма локально. Если кто-то пронес файер (вдруг) и зажег его, то система распознает место (соотвественно вычисляем кто это), вокруг места создается водяное облако из распылителей, а сверху из брандсбойта подается вода именно на этого человека. Полный космос, короче.

21. Реконструированный фонтан, который был около стадиона имени Кирова.

22. Но, пора подняться наверх, на стапель. Видите наклонную серую штуковину? Это пилон, на которой будет опираться крыша, помимо стен. Ферма под пилоном - временное сооружение на период монтажа крыши.

23. Приморский район.

24. Входная группа реставрирована не вся, а частично: реставрированы сами павильоны, а фонтан и лестница реконструированы.

25. Сейчас первые два сегмента собраны и потихоньку движутся на свое место на южной трибуне. Но из-за того, что мост там закончили недавно, то сейчас надо ждать, пока смонтируют направляющие рельсы, по которым и перемещаются сегменты.

26. Какое-то грандиозное царство фермчатых конструкций и металла.

.::кликабельно::.

27. На стапеле сегменты собираются с высочайшей точностью. Далее они готовятся к транспортировке, где стыкуются с уже готовыми и установленными сегментами крыши. По сути, это будет бублик. А по центру раздвижной сегмент крыши.

.::кликабельно::.

28. Не читая ниже попробуйте догадаться, как сегменты скользят по направляющим?

29. Пилон крупным планом. Много вопросов вызвал его отрицательный угол работы. Логичнее было бы сделать его положительным, то есть он смотрел бы тогда наружу. Но современные методы расчета и моделирования позволяют реализовать очень смелые проекты.

30. Первоначально крыша опиралась только на эти пилоны, но в итоге пришли к выводу, что это слишком рискованно и решила часть нагрузки передать чаше стадиона.

31. Кардан, который передает усилия от тросов на сегмент. Дело в том, что сегмент передвигается по кривой, а усилие от домкрата прикладывается только прямо.

32. Для монтажа крыши были построены два «рельсовых» пути.

.::кликабельно::.

33. Домкрат. На удивление весьма скромный.

34. Решено построить станцию метро «Новокрестовская» на Невско-Василеостровской линии, которая к 2017-2018 годам станет промежуточной станцией между станциями «Приморская» и «Улица Савушкина». Говорят, что даже уже в этом году начнутся работы.

35. А вот и отгадка про трение. Скольжение обеспечивают листки фторопласта.

36. Только подкладывай новый и конструкция весом от 621 до 1113 тонн скользит как по маслу.

37. Красота стыков и болтов.

38. Строительство Западного Скоростного диаметра. Кстати, вокруг стадиона будет парковка всего лишь на 4000 мест. При вместимости стадиона в 68 000 мест, это означает, что всем придется добираться общественным транспортом.

39. И несколько рендеров стадиона. Посмотрите, какая красота будет.

На последок небольшая история с названием. Дело в том, что официального названия у стадиона нет. Его еще предстоит утвердить Топонимической комиссии. А название «Зенит Арена» прижилось с легкой руки строителей.