Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине - молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация - о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов - открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии - карачаевцы и черкесы, а в Адыгее - адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги - это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги - это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно - адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты - западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию - в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия , куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному - субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии - между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

  • Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов - такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы - темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде - темиргоевцев.

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

- восточные адыги (черкесы) : кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

- западные адыги (черкесы) : шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины - это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) - дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

ЧЕРКЕСЫ (самоназвание — адыгэ), народ в Российской Федерации (50,8 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. человек). Живут также в Турции, Иордании и др. Язык кабардино-черкесский абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты.

История

Этноним

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, писал:

Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appianа)

Черкесы это люди состоит из двух основ «Circ» - круг и «assian/assassin» - воин-профессионал [источник не указан 91 день] . То есть, если рассматривать рисунок поселка XVI века, зарисованный Жан Батистом Тавернье в 1678 году - первое, что бросается в глаза - это внешний вид круглого поселения похожего на укрепление и воинское подразделение охраняющее вход в храм во главе с вооруженным всадником. Подавляющее количество людей, видевших подобные виды и приходило к выводу, что перед ними крайне воинственный народ, ведущий воинский уклад жизни. Отсюда и закрепившееся название «черкес» (Circassian). Круглая форма селений у адыгов (черкесов) сохранялась на протяжении тысячелетий. Недавние исследования экспедиции РАН на Кабардинском хребте показали, что круглая форма поселения существовала ещё в VII веке до н. э.и не была случайной. Первые же раскопки на месте этих поселений показали что круглый поселок имитировал расположенный на земле диск солнца первоначально названный ромашкой, а дома с живущими в таких домах адыгами символизировали его лучи. Важно то, как видят себя адыги (черкесы) сами, находясь в тесном переплетении внутриродовых и внутрикультурных связей. Самоназвание адыгов «адыгэ» - (А-рука или луч, дыгъэ - солнце или луч солнца). Адыги (черкесы) воспринимали лучи солнца за его руки которыми оно гладит природу и она в ответ расцветает. В круглом поселке каждый адыгский (черкесский) дом это луч солнца исходящий из центра поселка, где находился Храм солнца с охраняемым входом.

Черкесы и Кобанская культура

Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется 13 век. до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе - в районе Горного «локального варианта» - протовайнахи

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датирует 8 век. до н. э. , а также не могли участвовать сарматы, появление которых учёные датируют 4 век. до н. э.

Язык

Черкесы говорят на Черкесском языке абхазо-адыгской семьи языков.

В 1920-1925 гг. северокавказ­ская интеллигенция, пользуясь существовавшей в эти годы относительно большей свободой, старалась наверстать упущенное в предшествовавшие годы, но эта возможность продолжалась недолго. В 1922 г., в указанный период относительной свободы, в Кисловодске была созвана «Конференция по просвеще­нию горцев». В результате этой Конференции на Северном Кавказе были открыты школы на родных языках, а к 1925 г. создана письменность на латинской графической основе.

Быт и культура

Формы хозяйства

Основное занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей.

Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины «лъэпкъ», имевшие органы самоуправления из выходцев из родовых групп (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимство, куначество. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество. Браки заключались через уплату калыма.

Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Одежда

Название » черкесы» пошло из Османской империи. Черкесы

Традиционный мужской костюм - черкеска (цей ) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами - чтобы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (адыгское хьэзыр - готовый) - прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще - костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку. Крайние кармашки, расположенные почти подмышками, использовались для хранения сухих щепок на растопку. Позже, с появлением ружей, где порох воспламенялся не фитилем или кремнием, а капсюлем, крайние кармашки стали использоваться для хранения капсюлей. черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого цвета у князей (пщы ), красного у дворян (уэрк ), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (къэптlал ) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (гъуэншэдж, гъуэнчэдж ) с широким шагом к низу сужались. Папаха (пыlэ ) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы (упщlэ пыlэ ). Башлык (щхьарыхъуэн, шъхьарыхъон ) шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка (щlакlуэ, кlакlуэ ) - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь - чувяки (вакъэ ) шились из сафьяна красного цвета, как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы (лъей ) - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал (къамэ ) - рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненым - что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки (сэшхуэ ), но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Женская одежда была весьма разнообразна и богата украшена. Как и мужская одежда она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье - (бостей, бохуцей, зэгъалъэ, сай) длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. К рукавам крепились нарукавные подвески (lэщхьэ бэлагъ) в виде длинных лопастей, которые богато украшались вышивкой золотом. Кафтанчик - (кlэщl, кlэкlы) чуть выше колена в длину, он напоминал по покрою платье, только имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застёжек и со стоячим воротом. Шили кафтанчик из плотных материалов: шёлк, бархат… и также украшался золотым шитьём. Часто кафтанчик носили без платья, в виде верхней одежды. Девушкам в период созревания надевали кожаный корсет (хуэншыбэ, хуэнчыбэ), который стягивал грудь и стан девушки, носила его девушка до замужества, до брачной ночи… Поверх платья или кафтанчика надевали пояс (дыжьын бгырыпх) плотно обтягивающий талию, с массивной серебряной пряжкой, украшенной камнями. Ближе к 19 в. пряжки стали делать более тонкими и изящными, чаще это были работы приезжих мастеров, в начале 20 в. получили распространение новые пояса, полностью сделанные из серебра в виде скрепленных звеньев с фигурными пряжками, бытовали такие пояса вплоть до 30-х годов 20 в. Рубаха - (джанэ) была с узкими рукавами до кисти, длинной до пят, девушки из состоятельных семей шили её из дорогих, однотонных, тонких материалов: красного, белого, жёлтого цветов. Рукава таких рубах шили длинными, закрывающими кисти девушки. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос… Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки (дыщэ пыlэ) на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение (щхьэц пыщэ) которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке также крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь - (вакъэ) как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули (пхъэ вакъэ) в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески (лъэныкъуэ щlыlу) которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.

Адыги (Черкесы) носили кинжалы типа - Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Восточный кинжал типа - Джамбия был распространен у убыхов и шапсугов. Изсабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Адыги (Черкесы) всегда при себе имели небольшой нож (жан), который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Черкесы

Этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Черного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Ч. делят на три большие группы: собственно Ч. или адиге , как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком Ч. научно, впрочем, еще не установлена). В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности: абадзехи , самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта; шепсуги , населявшие долины реки Убин и ее притоков; натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до реки Туапсе и по реке Кубани до Адагума); бесленеевцы - "жители большого леса"; к западу от последних - егарукаи и мехешевцы ; еще дальше на запад, между реками Схагуаше и Пшиш - гатюкаевцы ; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой - темиргои (кемгуй); бжедухи (между реками Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов); наконец, жанеевцы , некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанском острове, и весьма смешанное племя убыхов . Ч. жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу VI в. до Р. Х. Название Ч. дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адиге. Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. - синоним разбойника; но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название керкет , которое относят именно к Ч. Греки их называли также зюхой (у Appiana). В древности территория Ч., кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в 1502 г. они занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории Ч. сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам Масуди (X в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное описание быта Ч., сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес, беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам; их похоронные обряды часто были языческие; они придерживались многоженства; жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты; роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в. другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина Ч. уже исповедует магометанство; не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь Ч., постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По заключении Адрианопольского мира в 1829 г., когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, Ч. (с территорией которых Россия граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну (см. Кавказские войны), кончившуюся эмиграцией большинства Ч. в Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости. В 1858 г. их насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс. мужчин, из коих 100 тыс. одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех Ч. насчитывалось 130 тыс., из коих большая часть (84 тыс.) - кабардинцы. Из собственно Ч. (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, шапсугов 2 1 / 2 тысячи - все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1200 душ. Абхазцы и кабардинцы описаны особо (см. эти слова). Собственно Ч.-адиге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темно-русые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью говорят: "ssé adighé - я адиге" (Шантр). Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной, чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь. Усадьба Ч. обыкновенно расположена совершению уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиной трубой. Обстановка самая незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный Ч. считал постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище Ч. очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства и охоты, Ч. культивируют пчеловодство. Еще в 50-х гг. XIX в. социальный строй Ч. напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы. Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты - такова была сложная организация Ч. В одном они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом (см.), кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка - все познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается насчет дня бегства ее из дому родителей (брак посредством умыкания практикуется у благородного сословия). Только после этого устанавливается соглашение насчет калыма (см.). Положение женщин тяжелое; на них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й половины XVIII в. Ч. все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям; но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и воззрения - смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам вод, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы, особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и т. д. Язык Ч. совершенно отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие - кабардинское; оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение произношения почти немыслимым для европейца. Имеется опыт грамматики и словаря, но научное исследование языка стоит еще на очень примитивной ступени.

Литературу см. Кавказский край, Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Географо-статистический словарь Российской Империи"), Якушкина ("Инородцы России") и Межова. Ср. также "Живописная Россия" (т. IX, ст. Берже); Ernest Chantres, "Recherches anthropol. dans le Caucase" (т. IV); Erckert, "Der Kaukasus"; "Материалы для описания местностей и племен Кавказа"; издания кавказского отдела географического общества; "Кавказский Календарь".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Черкесы" в других словарях:

    - (Адыги из КЧР) Самоназвание Адыгэ … Википедия

    ЧЕРКЕСЫ, черкесов, ед. черкес, черкеса, муж. 1. Общее название кабардинцев (верхние черкесы) и адыгейцев (нижние черкесы; линг.). 2. Название кабардинцев, живущих в пределах Черкесской автономной области. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    - (самоназвание адыге) народ в Карачаево Черкесской авт. обл. (40,2 тыс. человек); всего в Российской Федерации 50,7 тыс. человек (1992). Живут также в Турции и других странах Передней Азии, где черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа … Большой Энциклопедический словарь

    - «ЧЕРКЕСЫ», первая из дошедших до нас поэм Л. (1828); относится к числу его ранних кавк. романтич. поэм. Осн. на личных впечатлениях, а также рассказах о быте и нравах горцев, известных Л. от его родственников Е. А. Хастатовой и П. П. Шан Гирея.… … Лермонтовская энциклопедия

    - (самоназвание адыгэ) народность общей численностью 270 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 51 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкссия 40 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 150 тыс. чел., Сирия 35 тыс. чел., Ирак 15 тыс … Современная энциклопедия

    ЧЕРКЕСЫ, ов, ед. ес, а, муж. Народ, относящийся к коренному населению Карачаево Черкесии. | жен. черкешенка, и. | прил. черкесский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание адыгэ), народ в Российской Федерации (50,8 тыс. человек), в Карачасво Черкесии (40,2 тыс. человек). Живут также в Турции, Иордании и др. Язык кабардино черкесский абхазо адыгской группы иберийско кавказ ских языков. Верующие… … Русская история

    Ов; мн. 1. Народ, живущий в Адыгее и Карачаево Черкесии; представители этого народа, адыгейцы. 2. Устар. Общее название народностей, населяющих Северный Кавказ (кабардинцев, дагестанцев и т.п.); представители этих народностей. ◁ Черкес, а; м.… … Энциклопедический словарь

    черкесы Этнопсихологический словарь

    ЧЕРКЕСЫ - представители древнего народа, проживающие в настоящее время на территории Адыгеи и Карачаево Черкессии. Как показывают социально психологические исследования, черкесы отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Черкесы — это народ, что проживает в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольском и Краснодарском крае. Численность — около 73 тысяч человек. Языковая группа: абхазо-адыгская.

В современном мире обитает огромное количество людей разных рас, национальностей и вероисповеданий. Философ Гегель в своей книге «Философия души» анализировал некоторые из них. Принимая ко вниманию европеоидную расу, он выделил в ней отдельную ветвь, кавказскую, и отнес к ней непосредственно черкесов.

Сами черкесы издавна называют себя адыгами, а свой язык — черкесским. Их мировоззрение, отношения между собой, бытовые условия и менталитет это результат адыгского этикета, который в свое время регламентировал правила, контролировал поступки населения и особенности их жизнедеятельности. Часто их называли и черсами, и шеркасами, но оригинальное название этого народа одно — черкесы.

Древнее население занималось отгонным скотоводством. До принятия мусульманства люди разводили свиней. Позже черкесы разводили лошадей кабардинской породы.

Основным ремеслом адыгов была выделка сукна, производство одежды и обуви. Та юге была широко развита обработка древесины. Мужчины занимались оружейным делом и кузнечным ремеслом. Все изделия очень ценились и были востребованы на соседних территориях.

Происхождение

Черкесы — древний народ. Начало их существования связывают с формированием страны Хатии. Население этой страны было очень разнообразным, тут жили такие народности как абешла и кишпеки. Именно их считают прародителями славного рода черкесов.

Адыги всегда располагались на одной территории. На их землях жили лишь они, поэтому их кровь невероятная чистая. Они кочевали на берегах Дона и аж до Большого Кавказского хребта.

Жизнь черкесов всегда была под угрозой. Они подвергались многочисленным набегам непосредственно со стороны других племен, соседей. Враги хотели отвоевать территорию с свободным доступом к морю и комфортным климатом. Черкесы не сдавались и всегда боронили свой край и независимость, хотя их было меньше и они не имели достаточно вооружения.

Война на Кавказе длилась 101 год. За это время погибло огромное количество черкесов, рушились их поселения и завоевывались земли. Они понесли страшные потери.

Современная численность

На сегодняшний день, черкесы живут в Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и на территории Северной Осетии. Современные представители данного народа называют себя адыгами, но в документах указанны как адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

Большое количество черкесов проживает за границей, на территории Турции, Сирии, Египта и Ближнего Востока. В Европе они также зарегистрированы. В Российской Федерации проживает около 73 тысяч представителей черкеской национальности. Очень маленький процент черкесов живет на родном Кавказе, все они разбросаны по всему миру.

Черкесы внесли огромный вклад в развитие российской культуры и инфраструктуры. Такие известные имена как Инал Светлый, Темрюк Идаров, Камбулат Идаров, Дмитрий Черкасский, являются гордостью всего народа, о них всегда помнят и уважают.

Языковая группа

Черкесы относятся к абхазо-адыгской языковой группе. Их родным языком считается кабардино-черкесский язык, но часто бытует название просто «черкесский язык».

Данный язык распространен в основном на Ближнем Востоке и России. Представители народа, которые обитают в других странах, говорят на иностранном, но между собой общаются лишь на родном. Черкесы очень любят свой родной язык и не забывают.

Было осуществлено много попыток для создания письменности. До 1924 года она была основана на арабском алфавите, а с 1936 года и до сегодняшнего дня кабардинская письменность сформирована на кириллической основе.

В 1996 году кабардино-черкесский язык принят официально в качестве государственного в Карачаево-Черкесии.

В настоящее время черкесы так и остаются народом, что скитается по всему миру. Их положение вызывает большую тревогу и ставит под угрозу их дальнейшее существование, так как коренных представителей народа осталось очень мало и 80% из них находятся в Турции. Очень важно, чтоб черкесское население оставляло после себя свои обычаи, культурные ценности, которые будут передаваться из поколения в поколение, тем самым не давая нации исчезнуть.

За пределами страны аланов, между Кавказом и морем Рум (Чёрное), обитают кешеки (осетины называют их kasakh, мингрельцы - kachak).

«Эта нация миролюбивая, и исповедует религию магов. В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом. Говорят, что их женщины изумительной красоты и весьма сладострастны. Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие, затканные золотом, шелковые ткани.

Несмотря на то, что аланы более могущественный народ, они не могли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря. Одни утверждают, что это море Рум, другие, что это Нитис (Понт).

Черкесы (слева) и ногайцы


Черкесы (слева) и калмык
Гравюры XVII века

Несомненно, что кешеки находятся недалеко от города Трапезунда ; они постоянно сообщаются с этим городом, плавая к его берегам в своих галерах, в которых отвозят и привозят товары. Кешеки ещё не смогли померяться силами в открытом бою с аланами, потому что у них нет вождя, который мог бы их объединить.

Если бы они жили в полном согласии, ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы устоять против них. Слово "кешек" - персидское и означает - "гордый", "надменный".»

Википедия: "Каски (кашки, кашаки, каскейцы) - народ (группа племён), населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э. от р. Галиса (Кызыл-Ирмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от совр. Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешиль-Ирмак) и Лик (Волчья река, Гайл-гет, Келькит). Говорили на языке, родственном языку хаттов".

По мнению И. Зингера, каски и хатты - разные ветви одного и того же народа, исходя из совпадения их пантеона.

То есть получается, что древние адыги были основателями хеттской цивилизации .

И в этом свете уже не кажется такой удивительной гипотеза Турчанинова: об это .

В XVI веке Адам Олеарий (настоящая фамилия Эльшлегер, 1599-1671) оставил такое описание этого же народа: "В летнее время женщины ходят в одних сорочках, окрашенных в красный, желтый, зеленый или синий цвет и сверху до пупка раскрытых так , что можно видеть их груди, живот и пуп. Они общительны и любезны".

Весьма любопытны древние и средневековые описания адыгов (черкесов) и их национального костюма, столь разительно отличающиеся от современного исламизированного Северного Кавказа.

"Носят (мужчины) также бритву и оселок , чтобы точить эту бритву, каковой они бреют себе голову, оставляя на макушке пучок волос, для того, чтобы было за что ухватить голову в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством".

"Первые казаки - сброд из черкес горских, в княжение Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили" - писал Татищев.


Черкес в современном национальном костюме

Черкесская мода ношения усов распространилась и на другие народы. Ношение бороды было привито лишь во время исламизации Северного Кавказа в 19 столетии.


Крымский хан Адиль-Гирей

И до сих пор осетины называют адыгов kasakh .

Впрочем, древний адыгский пантеон не забыт - его ещё помнят в отдельных субэтносах адыгского народа и в Абхазии, где по мнению многих, несмотря на официальное исповедание христианства или ислама, большим почитанием пользуются жрецы абхазской религии.


Средневековая женская одежда

"Нартский эпос " хоть в Абхазии, хоть в Адыгее, Кабардино-Балкарии или в Черкесии - нигде не забыт.

Некоторые эпизоды древнего пантеона:

Псатхьэ - бог жизни (бог души), верховный бог.

Шибле - бог грома и молнии. До сих пор считается, что человек убитый молнией избранный Богом.

Сатана - мать всех нартов, которая борется с богом зла Паком.

Сосруко - нарт укравший у богов "сано", из которого Сатаней изготовило первое вино.

А теперь лица этого гордого и красивого народа




Черкесы Австралии: семья Джамирзе

Дипломат Шарль де Пейссоннель (1727–1790) о черкешенках: "Черкесские женщины являются единственными, которые разделяют ложе турецкого султана и татарских князей; крымская знать держит в качестве наложниц только черкешенок. Примесь этой прекрасной крови смягчила уродливость татарского типа и в конце концов уничтожила эти лица настоящих обезьян, похожие на китайцев, эти маленькие круглые глаза, эти расплющенные носы, которые встречаются у всех ногайцев, не смешавшихся с черкесами. Действительно, среди крымской знати встречается много очень красивых лиц , но простой народ отвратителен."

Черкесский компонент в этногенезе крымских татар значителен, о чём напоминают не только исторические факты, но и современные