(Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 14-20)

Парадную часть усадьбы (главный дом с флигелями) занимает Академия наук РФ. Свободный доступ закрыт

Так как я не занималась пристальным изучением истории усадьбы Нескучное, будет справедливо обратиться к материалам искусствоведов И.К. Бахтиной и Е.Н. Чернявской. В своей чудесной книге «Загородные усадьбы Москвы» они писали: «Усадьба сложилась в 1820-40-е годы как дворцовое владение на основе более ранних архитектурно-парковых комплексов. Название Нескучное ей дала самая южная усадьба, созданная в сер. XVIII в. для князя Н.Ю. Трубецкого. Рядом в сер. XVIII-нач. XIX вв. находилась усадьба князей Голицыных. Самая северная усадьба в кон. XVIII-нач. XIX вв. принадлежала гр. Орловым и состояла из нескольких участков. Главное место здесь занимала усадьба, созданная в сер. XVIII в. П. А. Демидовым. В 1796—1808 гг. при А.Г. Орлове-Чесменском был перестроен дом Демидова, создан комплекс хозяйственных построек, благоустроен парк, в котором появились павильоны, мостики и грот. Именно эта усадьба стала основой для создания летнего Александринского дворца, предназначенного для супруги императора Николая I Александры Федоровны.

По проекту архитектора Е.Д. Тюрина была произведена перестройка зданий, оформлен парадный въезд в усадьбу и построена гауптвахта. Работами в парке руководил садовник Пельцель.
Когда во дворце не было царской семьи, Нескучный сад открывался для гуляний. В 1928 г. он стал частью ЦПКиО. Во дворце в 1920-е годы существовал музей мебели. С 1934 г. находится президиум Академии наук. В 1940-е годы полоса Нескучного сада вдоль Ленинского проспекта была застроена жилыми домами.
Вытянутая вдоль Москвы-реки территория дворцовой усадьбы композиционно разделяется на четыре исторически сложившихся участка. От принадлежавшей Трубецким южной усадьбы сохранился парковый массив, пересеченный оврагом с прудом и каменная беседка (Охотничий домик).



1.
2.
3. Усадьба Нескучное. Ванна
4.
5.
6. Усадьба Нескучное. Ворота Александрийского дворца (И.П. Витали). 1846 г.
7-8.
9. Усадьба Нескучное Летний дом
10.
11. Усадьба Нескучное Александрийский дворец (открытка)

Территория усадьбы Голицыных определяется по четкой планировке регулярного парка сер. XVIII в. с многорядной главной аллеей, направленной на Новодевичий монастырь. Два участка бывшей усадьбы Орловых связаны мостами через овраг. Южной участок занят хозяйственным двором и пейзажным парком с павильонами, на другом размещается парадная дворцовая часть; за ней к реке спускаются террасы парка, на которых в сер. XVIII в. располагался знаменитый ботанический сад Прокофия Демидова, а ныне - Зеленый театр ПКиО.

Александринский дворец — произведение архитектуры развитого классицизма — имеет в основе палаты сер. XVIII в., а в декоре — некоторые детали 1830-х годов В залах сохранилась великолепная отделка и частично дворцовая мебель. Флигели и хозяйственные постройки имеют два строительных периода, (рубеж XVIII-XIX вв. и 1830-е гг.) и в целом соответствуют классицистическим формам дворца. В самом значительном из хозяйственных сооружений, манеже, находится Минералогический музей. Монументальная гауптвахта и пилоны въездных ворот со скульптурами «Изобилие» выполнены в формах ампира. Чугунный фонтан того же времени перед дворцом (скульптор И.П. Витали) перенесен сюда в 1930-е годы с Лубянской площади. Замечательны по изяществу классицистических форм Ванный и Летний домики в парке».

От себя замечу, что Ванный домик не раз становился объектом тревоги для специалистов и любителей старины, судьба его печальна. Павильон обезображен переделками, выкрашен в жуткий цвет, а мог бы стать украшением парка, прекрасной его деталью. Летний домик (10.2012) находится на реставрации.
При нынешней столичной власти парк производит приятное впечатление, здесь проводятся масштабные работы по благоустройству. Единственное неудобство (лично для меня) – многолюдность. Отличное место для отдыха и пеших прогулок.

Неподалёку от сада находится станция метро «Октябрьская» Кольцевой и Калужско-Рижской линий и станция метро «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии. В сад через Москва-реку переброшен Пушкинский (Андреевский) пешеходный мост. По нему можно за 10 минут дойти до станции метро «Фрунзенская» Сокольнической линии. В саду находится также пристань для теплоходов, курсирующих по Москва-реке. Главный вход и входы на главные аллеи Нескучного сада, ведущие к Пушкинской набережной Москва-реки, Александрийскому дворцу и др., находятся в районе Ленинский проспект, д. 16, 18, 20. (из Википедии)

Литература:
И.К. Бахтина и Е.Н. Чернявская «Загородные усадьбы Москвы» М., 2002, с. 52-55

План-схема усадьбы Нескучное в Москве


  1. Александринский дворец
  2. Кавалерский корпус
  3. Фрейлинский корпус
  4. Кухонный флигель
  5. Гауптвахта
  6. Манеж
  7. Конюшня
  8. Смотрительский двор
  9. Оранжерея
  10. Летний домик
  11. Ванный домик
  12. Охотничий домик
  13. Место главного дома усадьбы Трубецких
  14. Место главного дома усадьбы Голицыных
  15. Ворота главного въезда

Ю.И. Шамурин УСАДЬБА НЕСКУЧНОЕ («Подмосковные» М., 1912—1914 гг. тов. «Образование»)

В начале XIX века не было в Москве более популярного места, чем Нескучное. Здесь жил граф А. Г. Орлов-Чесменский; его приемы, летом - иллюминации и театральные представления, его бега и карусели, кулачные бои и голуби, его несметное богатство и слава былых подвигов неустанно занимали Москву, от знатных бояр и до уличной толпы...
Даже среди гигантских фигур «Екатерининских орлов» Орлов-Чесменский выделяется изумительной мощью и цельностью натуры.
Их было пять братьев великанов, верных сподвижников Екатерины II. Алексей Орлов родился в 1737 году; в 1749-м поступил солдатом в Преображенский полк. Переворот 28 июня 1762 года, принесший Екатерине трон, возвысил Орловых. Скоро Алексей Орлов был произведен в секунд-майоры, затем получил орден Александра Невского. Он был приставлен наблюдать за Петром III и был виновником его смерти. По собственному объяснению, зашиб его, играя в чехарду и повздорив...

Пока длится влияние фаворита - Григория Орлова, Алексей продолжает получать все новые милости: в 1766 году он получает в полное владение подмосковные села - Остров и Беседы и ежегодный «секретный пенсион» в 25 000 рублей.
В 1767 году Орлов отправляется за границу с тайным поручением ознакомиться на месте с положением греков и славян под турецким игом. На путевые расходы и лечение после перенесенной болезни ему пожаловано 200 000 рублей.
Затем Орлов командовал русским флотом в Архипелаге и за победу над турецким флотом в Хиосском проливе получил титул «Чесменский». М. М. Херасков воспел подвиги Орлова в длинной поэме «Чесменский бой»:

Повсюду шум и стон, и понт и небо тмится,
И смерть от кораблей к другим, как вихрь, стремится.
Куда ни обратись, увидишь ад везде;
Отвсюду молний блеск, спасенья нет нигде,
Сгустился воздух весь, земля вдали трепещет,
И в черном вихре смерть, вращая косу, блещет...

После победы Орлов вернулся в Петербург. В1774 году он снова отправляется в Архипелаг. В Ливорно он вероломно ловит таинственную княжну Тараканову. Но звезда Орловых уже закатывается; входит в силу Потемкин, и, вернувшись в Петербург в конце 1775 года, чесменский герой уходит в отставку.
Покончив со службой, Орлов удаляется в Москву и селится у Калужской заставы в Нескучном. Обиженный опалой, он живет в Москве тихо, не пользуясь еще той популярностью, которая окружила позднее его имя. В 1782 году Чесменский женится на А. Н. Лопухиной. В 1785 году у него родится дочь Анна, будущая наследница всего его состояния. Будучи в Москве в 1787 году, Екатерина II посетила Орлова в Нескучном. Ему было предложено вернуться на службу - он не захотел.






Когда воцарился Павел I, Орлов был в Петербурге. При перенесении тела Петра III из Александро — Невской лавры в Зимний дворец он нес императорскую корону. Так убийца воздал последнюю почесть убитому! Пока царствовал Павел, Орлов жил за границей. Получив известие о воцарении Александра, он тотчас вернулся в Россию и поселился в Москве, где и прожил до конца своих дней.
Среди московских вельмож начала XIX века граф А. Г. Орлов-Чесменский занимал совершенно исключительное место. Несметно богатый, щедрый, размашистый, он славился не только своим богатством и гостеприимством: «какое-то очарование окружало богатыря Великой Екатерины, отдыхавшего на лаврах в простоте частной жизни, и привлекало к нему любовь народную. Неограниченно было уважение к нему всех сословий Москвы, и это общее уважение было данью не сану богатого вельможи, но личным его качествам». Этими личными качествами была громкая слава подвигов Орлова, его богатырская внешность, наконец, его любовь к старинным русским забавам. В Москве славились его лошади - «орловские рысаки», причем сам граф выезжал на бега. Он держал «голубиную охоту», наблюдая в серебряной миске с водой отражение полета голубей. Единственный среди утонченных московских бар, он культивировал исконный русский спорт - кулачный бой и щедро награждал отличившихся бойцов.

Мисс Вильмот, посетившая Москву в 1805-1806 годах, пишет, что А. Г. Орлов «своим богатством превосходит всех владык образованного мира и утопает среди чисто азиатской роскоши».
Больше всего эта роскошь проявлялась в устройстве балов, маскарадов и обедов, фейерверков и гуляний в Нескучном.
«Любя истинно все коренное русское, он заблагорассудил оставить великолепие двора и переселился в соседство древних сынов Отечества. Ему последовали и другие почтеннейшие его братья, и ряд домов их составил в Москве целую новую улицу, представляющую собой редкое сочетание вкуса, богатства и ума...» Умение любить «все русское» выделяло Чесменского из прочих московских вельмож. На вершине могущества и богатства он сумел остаться тем, чем родился. Его не прельстила, как большую часть русских бар XVIII века, мода на западничество, на щегольство «английскими камзолами и парижским диалектом». Орлова не проняла культура, он остался немного диким человеком России XVIII века с удалыми забавами, с прочными навыками. «Дыша, так сказать, русским, граф Алексей Григорьевич любил до старости все отечественные обряды, нравы и веселости. Бойцы, борцы, силачи, песельники, плясуны, скакуны и ездоки на лошадях, словом, все, что только означало мужество, силу, твердость, достоинство и искусство русского, стекалось в дом его в обилии».

О забавах, устраивавшихся Орловым на Калужском поле против своего дома, упоминают все, кто описывал московскую жизнь начала XIX века.
«После скачки перед беседкой гр. Орлова пели и плясали цыгане, из которых один немолодой, необычной толщины, плясал в белом кафтане с золотыми позументами и заметно отличался от других. ...Этот толстяк показался мне чрезвычайно искусным, даже красноречивым в своих телодвижениях. Он как будто и не плясал... а между тем выходило прекрасно: ловко, живо и благородно. После цыганской пляски завязался кулачный бой... соперники предварительно обнимались и троекратно целовались. Победителем вышел трактирный служка из певческого трактира, Герасим, ярославец, мужичок лет 50...
По окончании всех этих проделок граф сел с дочерью в подвезенную одноколку, запряженную четырьмя гнедыми скакунами в ряд, ловко подобрал вожжи и, гикнув на лошадей, пустился во весь опор по скаковому кругу и, обскакав его два раза, круто повернул на дорогу к дому и исчез как ураган какой».

Это было в 1805 году, за три года до смерти Орлова, когда ему было 70 лет!
На народные гулянья Чесменский выезжал в парадном мундире, обвешанный орденами. «Статный конь его был в азиатской сбруе; причем седло, уздечка и чепрак были усыпаны золотом и драгоценными каменьями. Немного поодаль от графа ехала его дочь и несколько дам на превосходнейших лошадях в сопровождении знатных кавалеров. За ними следовали берейторы и конюхи графа, в числе не менее 40 человек, из которых многие имели в поводу по заводской лошади в роскошно вышитых попонах... Затем тянулся ряд богатых графских экипажей...»
По воспоминаниям профессора Московского университета П. И. Страхова, современника Орлова: «И вот молва вполголоса бежит с губ на губы: “Едет, едет, изволит ехать!” Все головы оборачиваются в сторону к дому Алексея Григорьевича; множество любопытных зрителей всякого звания и лет разом скидают шапки долой с голов...»
Орлов первый выписал из Молдавии цыган в Москву и положил начало любителям цыганского пения.

В манеже при его доме часто устраивались карусели, собиравшие высшее общество Москвы. Среди низов Москвы славу Орлова поддерживали устраивавшиеся им кулачные, гусиные и петушиные бои. Не было, кажется, ни одной простонародной забавы, которой бы не отдал дани граф Орлов.
Окруженный всеобщим преклонением, Орлов держал себя подчас грубо, но грубость такой особы никого не оскорбляла и передавалась в качестве курьеза. Многие современники рассказывают, как граф выпроваживал гостей. «В Нескучном раз в неделю собиралось к графу многолюдное общество. Пели, плясали, но в 11 часов трубил рог, граф подымался с своего места и произносил “Heraus!” (то есть “Вон!”) и разъезд начинался».
Под беспредельной удалью и широтой натуры Орлов-Чесменский скрывал большую осторожность и расчетливость. «Делал много добра и явно, и тайно... Доброта его была не столько результатом доброго от природы сердца, сколько расчетом сильного ума. Он не был способен к увлечению, был скрытен и неоткровенен, иногда холодно относился к людям и нескоро сходился с ними...»
Его гостеприимство, его веселые забавы были средством поддержать популярность своего имени, созданную боевыми подвигами, стоять в ряду первых лиц Москвы. Это вполне удалось Орлову: ни о ком из московских вельмож начала века нет таких восторженных и многочисленных отзывов...

Один из его панегиристов, Н. Страхов, пишет: «Одним словом, гр. Алексей Григорьевич был не только почтеннейшим и наилюбезнейшим русским боярином, но и душою, соединяющею российских дворян, сердцем общенародных веселостей, нравов и обычаев, надеждою несчастного, кошельком бедного, посохом хромого, глазом ослепшего, покоищем израненного воина и врачом больного дворянина».
Нам, видящим всю его жизнь, все преступления, совершенные этим железным человеком, чудится что — то затаенное во всей его жизни. Кажется, что недаром так странно сложилась судьба его дочери, всю жизнь старавшейся отмолить чьи-то грехи, недаром прах самого Орлова так долго не находил успокоения: он был похоронен в своей усадьбе Острове, но в 1831 году дочь перевезла его прах в Новгородский Юрьев монастырь, и только в 1896 году на орудийном лафете, запряженном цугом в 6 лошадей, перевезли обратно в родовую усыпальницу в Острове!..
Наследницей А. Г. Орлова явилась его дочь Анна, родившаяся в 1785 году. Современники говорят, что она была красива и унаследовала от отца мощную натуру и атлетическое сложение. Жизнь улыбалась: восьми лет она была сделана фрейлиной, к ее услугам были лучшие женихи Москвы; отец оставил ей колоссальное состояние. С детства богомольная, она пошла по иному пути. После смерти отца она отправилась на богомолье в Киев, затем в Ростов. Здесь она подчинилась влиянию «гробового иеромонаха» Амфилохия. По смерти его духовником ее стал монах Александро-Невской лавры Фотий, суровый аскет, сделавший карьеру при помощи графини Орловой...

Когда он стал монахом Новгородского Юрьева монастыря, графиня Орлова купила себе усадьбу у монастыря и поселилась в ней. Она роскошно украсила монастырь, завещала ему громадные суммы и все свои дни проводила в молитвах, в «сугубых» постах...
До сих пор остается она такой же загадочной, как и ее отец. Современники говорили о ее любви к хитрому монаху-аскету Фотию, и много эпиграмм преследовало ее; если и поверить им, то все же что-то более глубокое выглянет из-за этой любви: какая-то жажда покаяния, моления за чьи-то грехи, какой-то огонь религиозного фанатизма. Точно легла на ее плечи тяжелым грузом вся грешная и великолепная жизнь ее отца. Она не знала покоя; ее жизнь не была ханжеством, обычным в дворянских кругах того времени: она ушла от света, отдала все свое состояние церквям и монастырям.
В одной из церквей Новгородского Юрьева монастыря стоят две простые гробницы: на одной из них надпись: «Архимандрит Фотий», на другой - «Графиня А. А. Орлова-Чесменская». И церковь эта выстроена во имя мучеников Фотия и Анны...

Поселившись в Москве, Орлов устроил себе роскошную усадьбу у Калужской заставы, названную им «Нескучное». Это название до сих пор хранит Нескучный сад при Александрийском дворце, перешедший в казну от наследников Орлова. Местоположение Нескучного очень красиво: оно расположено на высоком берегу Москвы-реки. Великолепный парк раскинут по горам, по скатам глубоких оврагов, образующих тысячи живописных уголков.
Орлов построил в Нескучном дом, перестроенный теперь под дворец, целый ряд павильонов, беседок и мостов в парке. Для своих празднеств он соорудил «воздушный», то есть открытый, театр, где давались патриотические аллегории на фоне естественных декораций. В соответствии со всем характером Орлова это были шумные воинственные представления, прославлявшие Петра I, Екатерину Великую, ее славных сподвижников и среди них, конечно, и самого Орлова-Чесменского...
Создавая свою роскошную подмосковную, Орлов все время помнил о своих победах и государственных заслугах, и каждый павильон, каждое строение ставились в ознаменование какого-нибудь события его жизни. Время унесло эти воспоминания, и для нас остались только красивые беседки и мосты!
Кроме садовых построек, Орлов окружил свою усадьбу обширными службами, конюшнями, выстроил манеж и оранжереи. В манеже устраивались карусели, то есть костюмированные верховые процессии, одно из любимейших развлечений московской знати начала XIX века.

Все упоминающие о Нескучном отмечают роскошь жизни Олова, описывают прекрасный «английский сад», устраивавшиеся графом увеселения, но молчат о художественном облике усадьбы; и едва ли шумный, своевольный Орлов ценил искусство, обладал достаточной культурностью, чтобы подчиняться художникам.
Англичанин Кокс, посетивший Москву в последнее десятилетие XVIII века, так описывает Нескучное: «Дом находится на краю города, на возвышенном месте; из него очень хороший вид на Москву и окрестности. Вокруг него расположено много отдельных зданий. Помещения служащих, конюшни, берейторская школа и другие здания построены из булыжника; фундамент и нижний этаж графских хором также из булыжника, верх же деревянный и выкрашен в зеленую краску».
Это необычайное зеленое жилище Орлова своей неподобающей скромностью вызывало сетования императрицы Екатерины, посетившей в 1787 году графа Орлова в Нескучном.
В начале XIX века упоминаются уже два барских дома в Нескучном: старый, в котором обычно жил граф Орлов, будто бы отошедший потом под городскую больницу, и новый, перестроенный впоследствии под Александрийский дворец.

«Воздушный» театр - крытая галерея полукружием; сцена была приспособлена так, что декорации заменялись деревьями и кустами".
Этот амфитеатр существовал еще в 1830-х годах, когда дирекция Императорских театров устраивала там представления два раза в неделю. В 1830 году «по Высочайшему повелению повелено» архитектору Мироновскому «отвести Московской театральной дирекции... строения в Нескучном саду для устроения летнего театра».
Каждую осень с окончанием спектаклей театр сдавался обратно в Дворцовое ведомство. По описи 1830 года: «Летний деревянный театр, непокрытый, длиной на 35 сажень, шириной в переднем конце - на 19, в заднем - на 21 сажень, обшит узким тесом, выкрашен белой и дикой красками». Наконец, в 1835 году летний театр продан на слом «с тем, чтобы место было вполне очищено».
Сад Нескучного при графе Орлове был усеян беседками, «гротесками», мостами, искусственными обрывами, храмами и т. п. Часть построек была облицована березовой корой. С переходом Нескучного в Дворцовое ведомство все эти садовые затеи стали рушиться. В 1827 году сломаны «за ветхостью две беседки деревянные с колоннами»*. В 1835 году сломана беседка на Китайском мосту и Египетская беседка.
После смерти А. Г. Орлова в 1807 году Нескучное, заброшенное его наследницей, заглохло и опустело. В 1812 году оно не пострадало, но в 1820-х годах уже потеряло прежнее величие. Дворянская Москва перенесла свои симпатии на Петровский парк, а прежнее излюбленное место прогулок, Нескучное, в конце 20-х годов стало пользоваться дурной репутацией в дворянских кругах и служило для прогулок «купеческих сынков в длинных сюртуках и шалевых жилетах и замоскворецких франтов в венгерках»; здесь прогуливались «не очень ловкие, но зато чрезвычайно развязные барышни в кунавинских шалях, накинутых на одно плечо... Вокруг трактира пахло пуншем, по аллеям раздавалось щелканье каленых орехов, хохот, громкие разговоры, разумеется на русском языке, но с примесью французских слов нижегородского наречия...»

Здесь же останавливались цыганские таборы. Николай I вскоре по вступлении своем на престол стал устраивать для своей супруги Александры Феодоровны летнее жилье в Москве. В основу было положено купленное у А. А. Орловой-Чесменской за 800000 рублей Нескучное. К нему был присоединен ряд соседних владений, и таким образом составилась огромная площадь, занимаемая теперь Александрийским дворцом и Нескучным садом.
В 1828 году было куплено владение князя Льва Александровича Шаховского. В 1842 году приобретен участок земли «между Нескучным и Александрийским садами» от князя Голицына.
С приобретением Нескучного в казну начались обширные перестройки, руководимые архитекторами Мироновским и Тюриным.
Назвать эти перестройки искажениями нельзя: они не нарушали стиля усадьбы, но придали ей слишком строгий, официальный облик. Особенно пострадал дворец и окружающая его местность: здесь сильно сказалось падение художественного вкуса, отметившее эпоху Николая I. Идиллическая усадьба, «приют муз и граций», хотя это наименование едва ли применимо к шумному жилищу Орлова-Чесменского, стала парадным, торжественным дворцом, и величие придворного этикета изгнало из Нескучного все мечтательное и поэтическое.
Около дворца выстроили гауптвахту, всюду потянулись цепи на столбах, отмечающие двор и дорожки. И контраст дворца и усадьбы особенно чувствуется, если от двора перед дворцом перейти в дальнюю часть парка, сохранившую усадебный характер!..

Теперешний Александрийский дворец явился в результате перестроек орловского дома. В формах дворца заметно сказалось падение вкуса, отметившее Николаевскую эпоху. Его парные колонны, поддерживающие не фронтон, не аттик, а круто вырезанные арки, довольно необычны.
Полукруглые балконы с чугунными столбами, сухие прямые линии карнизов, разбивка окон вне всяких художественных расчетов - все это тяжелое наследство безвкусия 1830-х годов делает Александрийский дворец малохудожественным зданием.
Над перестройкой дворца трудились и Мироновский, и Тюрин. Первый известен как строитель Синодальной типографии на Никольской улице и Никольской башни, возобновленной им «в готическом вкусе» после 1812 года. Мироновский первый из московских архитекторов начала XIX века ушел от классицизма и стал работать в духе готики, думая, что этим он возвращается к формам древнерусского зодчества!
Мироновский не был крупным художником, и неудачная постройка Александрийского дворца ничего не прибавляет и не убавляет от его славы.

В ином совершенно положении находится Е. Тюрин. Талантливый последователь Д. Джилярди, он до сих пор известен такой прекрасной работой, как университетская церковь. Тюрин был последним архитектором-классиком Москвы; николаевский упадок вкуса не коснулся его, оставив его творчество на том высоком уровне эстетической культуры, к которому нас приучили Баженов, Казаков, Бове, Джилярди. В том же Нескучном есть несколько отличных произведений Тюрина, вполне поддерживающих его репутацию, созданную доселе одной лишь университетской церковью. Тем досаднее становится неудача с Александрийским дворцом.
В ней, однако, более ответственен Тюрин, чем Мироновский. Так, в 1836 году по его рисунку устроены во втором этаже, вверху полуциркульных (боковых) порталов Александрийского дворца, два чугунных портала*. Несомненно, что при перестройке Александрийского дворца творчество Тюрина сильно стесняла необходимость ограничиваться небольшими поделками, приспосабливать сравнительно скромный дом Орлова к потребностям придворного быта.

В целом Нескучное, обстроенное преимущественно Тюриным, - крупнейшее и лучшее создание николаевской архитектуры в Москве. Въездные ворота с Калужской улицы, гауптвахта у дворца, беседки в саду, наконец, огромные служебные корпуса и конюшни - все это, обстроенное в 1830-х годах, является последним воплощением московского классицизма.
У въезда во дворец с Калужской улицы поставлены массивные ворота. Их украшают две скульптурные группы, произведения Витали. Обе прекрасные в декоративном отношении группы носят характер аллегорий. Они символизируют изобилие; на это указывают рога Фортуны. Разобраться же в их аллегорическом значении довольно трудно. Дело в том, что скульпторы начала XIX века считали нужным каждую декоративную фигуру облекать аллегорическим смыслом.

На воротах Александрийского дворца - и священный огонь на жертвеннике, и Церера, или статуя плодородия с серпом, и вакхическая фигура с кистью винограда, но все это не имеет никакого отношения к красивой декоративной композиции. Аллегоризм - шаблон, от которого не хотели отделаться скульпторы начала XIX века. Изваять просто человеческую фигуру - это будет красиво; но олицетворить в ней славу или красоту, или любовь к отечеству - это уже мудро, многозначительно, а ведь люди того времени были большими поклонниками мудрости!..
И. П. Витали (1794-1855) работал в Москве с 1818 года и по 1841 год. Большая часть его работ носит декоративный характер; это - барельефы на фасадах домов, надгробные памятники, группы на воротах.
Ворота со скульптурными группами, очень близкие к воротам Александрийского дворца, исполнены Витали в 1820-х годах для въезда в Воспитательный дом. Там он в аллегорических фигурах изобразил Милосердие и Кредит, последний потому, что в Воспитательном доме помещался ломбард. На воротах Александрийского дворца он, по-видимому, хотел олицетворить обилие, царскую роскошь, может быть, щедрость. Как бы то ни было, аллегорический смысл из вне навязан красивым декоративным фигурам.

Витали работал очень неровно, иногда опускаясь до уровня ремесленности, иногда достигая лучших мастеров своего времени. Тем не менее его работы очень легко узнать: в противность прочим мастерам эпохи классицизма он любит мелкие и сложные детали; ясность и величественная простота композиции ему упорно не дается. Однако его декоративные работы отличаются ритмичной, хорошо распределенной композицией, красивым силуэтом. Все эти свойства есть и в группах въезда Александрийского дворца, довольно типичном произведении Витали...
Они относятся к 1840-м годам. В 1846 году «сделаны фигуры из обожженной глины, чугунные пики и бруски в решетчатом заборе у парадного въезда...».

За этими грузными воротами виден в конце липовой аллеи дворец. Перед его фасадом - обширный круглый двор, обставленный унылыми чугунными тумбами, соединенными цепями, - точно развешаны кругом двора бесконечные кандалы!
Справа от дворца стоит небольшая гауптвахта. Все формы ее грузны и суровы. Таков дух лучших, наиболее выразительных, архитектурных произведений эпохи Николая I. Таков стиль эпохи, великолепно выраженный архитектурой.
Если александровское зодчество, овеянное нежностью и гармоничной красотой, было создано для уютного идиллического жилья, то архитекторы Николая I, кажется, вечно думали о казармах, гауптвахтах и в своем творчестве отражали тот фанатизм внешнего порядка и деспотизма, который создал военные поселения и прочие явления того же сорта!

Массивные, тяжелые колонны, стойко поддерживающие громадный аттик, почти равный в высоте колоннам, великолепно выражают те требования государственной мощи, официального холода, которые предъявлялись к строителям Николаевского царствования. Совершенно невозможно представить себе в этих формах уютный домик в парке, мечтательную беседку у пруда! Вся декоративная обработка гауптвахты Александрийского дворца насыщена тем же духом бесстрастного, официального величия, исключающего все изящное и лирическое. Линии тверды, словно все формы вылиты из неподатливого металла. Стены лишены украшений; окна очерчены суровыми геометрическими полукругами. Над ними на гладком поле аттика редко рассажены круглые венки - суровые парадные украшения, нужные, как украшения на воинском наряде. Наконец, наверху - государственный орел, а по углам - редко применяемая декоративная эмблема - классические шлемы.
Эта гауптвахта - одно из наиболее совершенных выражений духа николаевского строительства. Самоназначение здания удачно подчеркивает, что эта последняя эпоха русского классицизма служила сооружению казарм, правительственных учреждений, гауптвахт и храмов, воздвигаемых из соображений официальных, благодаря необходимости религии в христианском государстве.

Мертвый деспотизм, олицетворение власти, которому служила николаевская архитектура, конечно, не может пленять и волновать, но такие шедевры своего рода, как гауптвахта Александрийского дворца, обаятельны своей исторической показательностью: для понимания эпохи они дают больше, чем многие литературные источники!..
Несмотря на свое суровое назначение, гауптвахта полна утонченной архитектурной красоты. Скупость и оригинальность декораций - круглые веночки по аттику, государственный герб и классические шлемы по углам - говорят о школе Джилярди, самого расчетливого из московских мастеров. Но формы ее еще проще, еще суровее, чем у Джилярди. По-видимому, гауптвахту проектировал и строил Тюрин, хотя ее нарядность несколько отличает ее от прочих работ Тюрина в Нескучном.

Слева от дворца на громадном протяжении тянутся здания служб, целый каменный город. Тут манеж, конюшни, оранжереи, заведенные еще Орловым.
Среди них заслуживают внимания конюшни. В них интересны не только колоссальные размеры. Корпуса конюшен вместе с манежем окружают особый двор. Главный корпус их, с куполом в середине и двумя боковыми флигелями, интересен и в архитектурном отношении. Строитель их понял с той чуткостью, которая отличает мастеров эпохи классицизма, что для конюшен не идут обычные формы барских домов и городских дворцов: тут нужно что-то менее нарядное, импонирующее своей величественной простотой.
Казалось бы, упорное следование классическому канону суживает возможности строителя, лишает его творчество гибкости; но мы видим, однако, что ресурсы классиков бесконечны, что там, где неуместна нарядность, они создают монументальные формы и таким образом справляются с самыми прозаическими и утилитарными заданиями, не поступаясь своим искусством. Конюшни Нескучного красивы пропорциями своих рустованных стен, чуждых каких-либо украшений, величием всей обширной композиции.

При переходе Нескучного в казну здесь находились службы и конюшни Орлова. Начиная с 1834 года архитектор Тюрин перестраивает их и в течение нескольких лет приводит в теперешний вид. В 1834 году часть орловских служб была приспособлена для помещения эскадрона кавалерии и перешла в Конюшенное ведомство. Перестройки эти тянулись несколько лет; в 1838 году Тюрин все еще работает над «Конюшенным двором».
Конюшни и службы Александрийского дворца являются самым крупным его произведением. Они убеждают более всех прочих его работ, что это был художник, вполне сохранивший высокую архитектурную культуру своих предшественников. Строя конюшни, он сумел остаться художником. Он вдумчиво отнесся к сложной задаче и нашел сдержанные и величественные формы, идеально соответствующие длинным безжизненным корпусам. Тут есть много прекрасных кусков архитектуры. Кроме упоминавшегося выше центрального корпуса с куполом и массивными рустованными стенами, нужно указать на длинные строения, окаймляющие дорогу к Нескучному саду. Уходящая вдаль с обеих сторон перспектива стен с полуколоннами и нишами - одно из лучших созданий московского классицизма. На долю московских художников, привыкших строить уютные особняки и усадьбы, редко выпадали задания такого колоссального масштаба!

Парк Нескучного - лучший под Москвой. Он занимает огромное пространство на крутом берегу Москвы-реки, и самое расположение его на неровной, уступчатой поверхности дает богатые декоративные возможности. Парк закрыт для публики, пустынен; в этом его особенное обаяние; он населен одними воспоминаниями, одними тенями прошлого. С конца XVIII века Нескучное играло видную роль в московской жизни: празднества Орлова, театральные представления, затем - любимое место гуляний москвичей, приют цыган и веселых москвичей и, наконец, историческое место, окруженное вниманием и уходом...
Дорожки парка перебрасываются через овраги, огибают холмы, открывают живописные виды на Москву-реку, на дворец, на светлеющие среди зелени павильоны. Парк Нескучного - это «английский сад», вошедший в моду в Москве в последние годы XVIII века: искусственно создается обаяние нетронутой дикой природы; нарочно прорытые углубления выглядывают естественными оврагами, насыпные холмы принимают вид природных возвышений; пруды напоминают естественные водоемы, и среди этой нетронутости природы особенно пленительна красота архитектурных украшений.
Часть парка, примыкающую к Александрийскому дворцу, устроил «на английский манер» садовник Пельцель в 1834 году. Над искусственными пропастями в Нескучном саду перекинуты «гротесковые мосты» с чугунными решетками. Их строил в 1834 году тот же Е. Тюрин.

В парке от многочисленных украшений, когда-то бывших в нем при Орлове, сохранилось очень мало. Его дорожки под нависшими кленами, под старыми липами вьются как змеи, то опускаясь в овраги, то огибая холмы и выбираясь на светлый простор, откуда видна серая Москва-река, глинистые поля за ней и город, исчезающий в серой мгле. Сквозь сеть ветвей просвечивает город как край другого, грубого мира. Вьются пустынные, усыпанные песком, дорожки сквозь коридоры из кленовых веток, и только изредка неожиданно забелеют впереди колонны, покажется желтый с белым классический павильон...
На высоком холме над Москвой-рекой стоит небольшой «Летний домик», одна из тех очаровательных архитектурных игрушек, которыми украшались парки старых усадеб. «Летний домик» великолепен по архитектуре. Очень хороши уютные балконы за колоннами, тянущиеся по обоим фасадам. Перед домиком стоят две чугунные вазы для цветов.
Светлые стены этого маленького радостного жилища неотразимо влекут изумительной ясностью, легкостью, чистотой пропорций! Точно не из камня, а из сгустившегося воздуха выросли белые колонны, великолепно размеренные окна...

«Летний домик» едва ли строил Тюрин. Его формы говорят о более раннем художнике; весьма вероятно, что домик был построен при прежних владельцах, в самом начале XIX века.
У спуска с этого холма, у искусственного водоема, прикасаясь ступенями лестницы к самой воде, стоит небольшая беседка с полукруглой колоннадой и высоким куполом. Это - «Ванна»; пруд, расположенный перед ней, носит наименование «Елизаветинский». Ее стены обступили нависшие клены. Белые колонны красиво отражаются в заросшем пруду, а кругом уходят ввысь зеленые скаты оврага, образуя живописный уголок, поэтичный мотив дворянской старины...
О «Ванной» в Нескучном саду упоминают описывавшие усадьбу еще во владение А. Г. Орлова. Однако формы существующей теперь «Ванны» очень близки к созданиям Тюрина. Есть также документальные указания, что Тюрин в 1834 году «к каменной беседке в Нескучном саду» сделал террасу со сходами, решетками, скамейками и пр. Это такое же образцовое произведение классической архитектуры, как и «Летний домик», но гораздо более оригинальное. Мастерски сочинена центральная полукруглая колоннада с высоким куполом. Для здания, помещенного в овраге, у подножия зеленых скатов, нужна именно такая вытянутость, такая высота, освобождающая небольшое здание от придавленности...
«Летний домик» и «Ванна», утопающие в зелени, - прекрасные идиллические жемчужины Нескучного. Сюда не доносятся звуки города. Как крепостные стены отделили их от остального мира деревья.
В пустынном парке, как в сонном царстве, застыли хрупкие, как музыкальная мелодия, образы прошлого, образы вечной красоты, для которой нет ни прошлого, ни будущего!

А. Алексеев Летний домик в усадьбе Нескучное

Дата постройки: 1796 г.
Архитектор: Е. Д. Tюрин
Дата реставрации: 1978 – 1979 гг., 2012 – 2013 гг.
Автор проекта реставрации: Н. И. Даниленко (РБОО ЦТРК «Преображенское»)

Первая усадьба на территории будущего Нескучного сада была создана в 1756 году П. А. Демидовым, наследником шести чугуноплавильных заводов, известным благотворителем.
Для парка в форме амфитеатра в течение двух лет выравнивали берег Москвы-реки. В нем было высажено около 2000 редких растений.
Следующим хозяином демидовской усадьбы стала княгиня Е. Н. Вяземская, чьи отец и муж были генерал-прокурорами. В 1793 году новым владельцем стал граф Ф. Г. Орлов, генерал-аншеф, брат фаворита Екатерины II. При нем был перестроен главный дом, манеж и конюшни, а сад украшен многочисленными постройками - беседками, гротами, купальнями, скульптурами. Некоторые из них сохранились до наших дней, в том числе Летний домик. Памятная доска на здании сообщает, что оно появилось в XVIII веке. В справочной литературе можно найти две даты постройки - 1796-й и 1804 – 1806 годы (в настоящее время второй вариант считается более вероятным).

Здание в стиле классицизма построено на бровке берегового откоса. И парадный, и парковый фасады украшены четырехколонными портиками коринфского ордера, увенчанными треугольными фронтонами с полукруглыми окнами. Через весь второй этаж проходят балконы с ажурной железной решеткой, ее рисунок повторяет ограждение первого этажа паркового фасада. Первоначально в здании не было ни пристроек, ни балконов. Оно было одноэтажным, с антресолями. Центральная часть была двусветной, без перекрытия. Ценный элемент оформления фасада со стороны сада - уникальные «демидовские» чугунные вазы для цветов.

В домике граф принимал гостей, зимой топилась печь (остатки которой сохранились в подвале здания). Из домика можно было наблюдать за скачками орловских рысаков по льду Москвы-реки. После смерти графа имение унаследовала его племянница Анна.
В 1812 году в усадьбе расположился генерал А.-Ж.-Б. Ло де Лористон, бывший послом Франции при дворе императора Александра I, а во время войны ставший генерал-адъютантом Наполеона. Во время великого московского пожара постройки усадьбы Орлова не пострадали.
Бал в усадьбе графини Орловой современники называли одним из лучших во время празднования коронации императора Николая I в 1826 году.

Возможно, именно тогда императору приглянулась усадьба на берегу Москвы-реки. В 1832 году имение Орловых было выкуплено в казну за полтора миллиона рублей, также были приобретены находившиеся к югу от него усадьбы князей Голицыных и князей Трубецких. Последняя носила название «Нескучное», которое получил и созданный дворцовым ведомством на месте трех усадеб сад. Император преподнес его в дар жене Александре Федоровне, в честь которой перестроенный дворец Орловых стал зваться Александринским.

По проекту архитектора Е. Д. Тюрина, прославившегося перестройкой Большого Кремлевского дворца, в 1830-е годы был перестроен Летний домик. Сделаны перекрытия, превратившие здание в двухэтажное, были добавлены балконы (этот факт выяснился в ходе последних реставрационных работ). В Летнем домике для царской семьи устраивались чаепития на открытом воздухе (традиция продолжалась вплоть до 1917 года, хотя свою резиденцию в Нескучном саду и оба Николая, и Александр II с Александром III посещали нечасто), отчего у домика возникло второе название - Чайный. В те времена с балконов второго этажа открывался прекрасный вид на Воробьевы горы, Новодевичий монастырь и Кремль.

В 1928 году в Летнем домике открылся Военный городок, где посетителей учили приемам обращения с оружием.
В 1930 году здесь праздновалось 25-летие восстания на броненосце «Потемкин». Позднее дом стал использоваться для проведения различных культурных мероприятий ЦПКиО имени Горького, в нем разместилась библиотека с читальным залом. В целях приспособления под библиотеку были сделаны две деревянные боковые пристройки. К концу 1970-х годов они пришли в аварийное состояние, и в ходе реставрации Летнего домика накануне Олимпиады-1980 в Москве были заменены кирпичными.

К 2012 году стала очевидной потребность в реставрации ряда объектов в Нескучном саду, в том числе Летнего домика. Облупившаяся краска, прогнившие перекрытия кровли, осыпающаяся как снаружи, так и внутри помещения штукатурка, трещины на стенах - все это уже бросалось в глаза.
Не красили двухсотлетнее здание и дешевый линолеум на полу, современные обои и прочие элементы недорогой отделки интерьеров.
Проектом реставрации предусматривалось восстановление исторического облика здания с сохранением элементов советского периода (боковые пристройки) как не искажающих внешний облик. Были отреставрированы фасады Летнего домика, укреплены фундаменты и стены, заменены аварийные деревянные перекрытия. Восстановлены декоративные элементы, выполненные из белого камня, - парадные портики, колонны и площадки.

Отреставрированы чугунные декоративные решетки и чугунные вазы перед входом. Установлены оконные и дверные заполнения с учетом исторического стиля памятника. При восстановлении конструкции балконов была обнаружена сохранившаяся историческая окраска здания - сероватая (белый с небольшим добавлением сажи).
В Летнем домике графа Орлова, которому был возвращен исторический облик, сейчас работает фотоателье, где можно сфотографироваться в костюмах и интерьерах разных эпох.

Литература:
А. Алексеев Москва, которая есть. Лучшие примеры реставрации XXI века. М., 2013

Это вид с Воробьевых гор на излучину Москвы-реки, снятый в наводнение 1908 года. Мы видим Новодевичий монастырь, залитые луга вокруг (будущие Лужники), справа вдали Андреевский монастырь, а на горе правее его Мамонова дача

(NB: ПРИ НАЖАТИИ ФОТО ОТКРОЕТСЯ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ)

Итак, мы начинаем! Высокий правый берег Москвы-реки был обитаем очень давно. Если немного пройти по набережной из Нескучного в сторону Воробьевых гор, а за Андреевским монастырем повернуть налево, поднимаясь, вы «упретесь» в забор «Института химической физики им. Н.Н. Семёнова», находящегося в зданиях усадьбы «Мамонова дача» (владельцем которой был Дмитриев-Мамонов – хозяин также небезызвестных Дубровиц и основатель «Ордена русских рыцарей»).

На этом месте уже в VIII–VII веках до Рождества Христова стоял настоящий город дьяковской культуры – «Мамоново городище» (большинство историков склоняется к тому, что это были угро-финны, но точно никто не знает). Наш же домик стоит в полях рядом с этим городом. Вы заметили, как много в Нескучном глубоких оврагов? В археологии это считается одним из признаков того, что люди на этом месте обитали очень долго, вырубали леса под поля, которые потом долго размывали ручьи.

В Средние века Нескучный незаметен в истории, хотя недалеко от него находился Крымский брод (на месте современного Крымского моста), который использовали татары при набегах на Москву. Возможно, именно поэтому земли здесь долго не заселялись. В XVI веке рядом появляются Донской и Андреевский монастыри, а также царская резиденция на Воробьевых. В XVII веке где-то рядом (в районе современной Якиманки, ближе к Октябрьской площади) Минин громит гетмана Ходкевича, а по «Ленинскому проспекту» мимо Нескучного бежали поляки.

Фрагмент карты начала XVII века. Серым кружком отмечено примерное место будущего «Летнего домика». Крепостная стена Земляного города проходит по современному Садовому кольцу, справа в излучине реки стоит Новодевичий монастырь

История же самого Нескучного начинается в XVIII веке с дворянских ближних подмосковных имений. Современный Нескучный был поделен на несколько больших усадеб, я расскажу здесь о трех основных.

Время постройки «нашего» домика в разных источниках разное – это либо 1796, либо 1804 год. Одно известно точно – в этот момент имением на Москве-реке владело семейство Орловых. Это были те самые братья, которые помогли Екатерине II взойти на престол, также, вероятно, именно они «помогли» Петру III «отойти на тот свет».

Имение Орловых включало в себя только часть современного Нескучного сада: территорию, принадлежащую сегодня РАН, а также весь сад на юг примерно до «Ванного домика» (включительно). «Летний домик» использовался как чайная беседка – своего рода «шалаш» при усадьбе Орловых.

Портрет П.А. Демидова. Д.Г. Левицкий. 1773 год

До Орловых самым известным владельцем этого «участка» был Прокофий Акинфиевич Демидов, сын известного сибирского промышленника. Как это часто бывает, сыну промышленника ботаника и садоводство были интересней тяжелой индустрии. Даже на парадном портрете он стоит с лейкой и цветами. Заводы отца он продал, а на вырученные капиталы он создавал ботанические сады и помогал сиротам (основал в Москве Демидовское коммерческое училище, сделал многотысячные пожертвования на Московский университет, вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома). Демидов также был известен своими выходками и чудачествами, как-то раз, например, он послал вместо финансов, обещанных попечительному совету Воспитательного дома, скрипки по количеству участников данного совета, явно намекая, что они могут и сами зарабатывать. Екатерина II отзывалась о нем как о «дерзком болтуне».

В своем имении Демидов создал один из первых ботанических садов в России. Объем работы можно представить, узнав, что в процессе создания у Демидова 700 человек 2 года занимались только выравниванием территории под сад и закапыванием оврагов. Сад находился на территории между его трехэтажным каменным дворцом (сейчас Президиум Российской академии наук) и берегом Москвы-реки (Театр музыки и драмы Стаса Намина).

Этот сад был описан в 1781 году академиком Палласом.

«…Сад сей не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах славными ботаническими садами сравним быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в нем растений…»

С именем Демидова и сада связана одна из легенд о появлении названия «Нескучное». Раздражаясь на посетителей, срывавших цветы в его саду, он придумал вместо гипсовых статуй расставлять на клумбах с диковинными цветами вымазанных мелом сторожей, которые окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение. Рассказы о говорящих статуях привлекли в сад еще больше посетителей. Возможно, что именно в это время и возникло нынешнее название – Нескучный сад (хотя я за версию с усадьбой Трубецких, о которой расскажу ниже).

Нескучный сад

1. Дворец Демидова, построенный в 1756 году архитектором П. Иестом. Позднее главный дом усадьбы Орловых. При Николае I – Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Фонтан «Мальчики» скульптора Ивана Петровича (Джованни) Витали. Перенесен в 1934–36 годах с Лубянской площади, где стоял с 1835 года.

3. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

4. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

5. «Ванный домик» в Нескучном саду.

6. Въездные ворота в Александринский императорский дворец, скульптуры авторства Витали.

7. Вход в Нескучный сад.

8. Беседка-ротонда в честь 800-летия Москвы.

9. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого на краю Андреевского оврага

После смерти Демидова имение приобрели Вяземские. Сад медленно приходил в запустение, когда имение купил для себя Федор Григорьевич Орлов, брат Григория Григорьевича (фаворита Екатерины) и Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского.

Ему понравились земли на Большой Калужской (вероятнее всего, дача «Голубятня», 2-й Верхний Михайловский пр., 2), на которых жили братья Алексей и Иван. И он в 1775 году решил купить имение по соседству.

«Дядюшка граф Федор Григорьевич не живет у нас более по-прежнему, но у дядюшки графа Алексея Григорьевича, подле которого купил место для построения дома».

Участник переворота, генерал-аншеф, кавалер Георгия II степени – Федор Орлов, выйдя в отставку, занимался Нескучным, успел перестроить главный дом и, возможно, запланировал постройку «Летнего домика».

Портрет Федора Григорьевича Орлова. Д.Г. Левицкий. 1785 год

Вероятнее всего, в доме в Нескучном скончался его брат, впавший в безумие по смерти своей жены, Григорий Орлов – первый фаворит Екатерины II (и отец их внебрачного сына – Алексея Бобринского).

Несмотря на то что у Федора Орлова осталось пять внебрачных сыновей и две дочери, Нескучное он завещал своей «законной племяннице» – 11-летней Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.

1796 году в реальное владение усадьбой вступил ее отец – Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Самый активный участник переворота, победитель при Чесме (это близ современного Измира в Турции), похититель княжны Таракановой из Ливорно (помните картину Флавицкого), к этому времени он давно отстранен от политики. Но в 1796 Павел I устраивает перезахоронение отца – Петра III. Зная о роли Алексея в перевороте и, возможно, убийстве отца, он приказал тому нести императорскую корону перед погребальной процессией. Очевидцы вспоминали, что граф «зашёл в тёмный угол и взрыд плакал…с трудом отыскали, а еще с большим трудом убедили его взять корону в трепетавшие руки». После этого Алексей покинул Россию вместе с дочерью и вернулся только после смерти Павла.

Вернувшись, Орловы занимаются украшением парка, тут и появляется вторая, более вероятная, дата постройки «Летнего домика» – 1804–1806 годы.

Перезахоронение Петра III в 1796 году. Погребальная процессия (фрагмент). На фоне процессии выделяются царский жезл-скипетр и Большая императорская корона, которую по приказанию Павла I несли граф А. Орлов, князь П.Б. Барятинский и П.Б. Пассек - участники убийства императора

«Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа».

«Летом ни одного праздника, ни одного воскресенья не обходилось без того, чтобы в саду графа не было каких-либо торжеств и праздников».

Тогда же вместе с «Летним домиком» на берегу Екатерининского пруда построили «Ванный домик», а рядом с дворцом (Президиум Российской академии наук) возвели здание манежа (Минералогический музей) и конюшен. Надо напомнить, что Алексей Орлов был не просто страстным любителем лошадей, именно на его заводах была выведена новая порода – Орловские рысаки. Его дочь Анна поражала всю Москву своей «джигитовкой» на праздниках в Нескучном, протыкая пикой яблоки на всем скаку. Алексей Орлов умер здесь же в 1808 году, его похоронили рядом, в Донском монастыре. Анна была потрясена смертью отца.

«…Не знавшая дотоле печали и горя, поражённая смертию родителя, лишилась чувств и оставалась четырнадцать часов без признаков жизни. Лишь только она надела чёрное платье, как в присутствии окружающих подошла к иконам и пав на колени, рыдая произнесла: “Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца, руководствуй всеми поступками моей жизни”».

Лубянская площадь. Фонтан Витали «Мальчики», который в 1936-м перенесли с Лубянской площади и поставили перед Александинским дворцом

После этого она расторгла помолвку со своим женихом и выбрала религиозный путь, правда, так и не приняв монашеский постриг до самой смерти (хотя есть и другие гипотезы). К концу жизни Анна Орлова-Чесменская жила при опекаемом ею Юрьевом монастыре в Новгороде, куда перевезла останки Алексея, Григория и Федора Орловых.

Великий Пожар 1812 года не повредил «Майский дом», как тогда называлась усадьба. Тогда же ее выбрал для «квартир» генерал Лористон. Тот самый Лористон, которого Наполеон посылал к Кутузову, требуя «мира во что бы то ни стало».

Посол граф Лористон в ставке Кутузова. Н.П. Ульянов

После войны 1812 года самым заметным событием в «Майском доме» (Нескучном) был бал, данный Анной Алексеевной Орловой-Чесменской в честь коронации Николая I и его супруги Александры Фёдоровны (Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской) в 1826 году.

«Бал, данный текущего месяца графинею Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, совершенно в другом вкусе, чем праздник князя Николая Борисовича Юсупова. Это то, что называется в области изящного grandioso; это такой бал, какой доселе мог дать только владетельный государь. Вообразите залу 80 аршин длины, и вы не удивитесь, что тысяча персон весьма свободно в ней помещалась, что нужно было 7000 свеч, чтобы осветить ее! Гигантские деревья южного климата, обрезанные кронами и поставленные против каждого окошка в позлащенных чанах, сливали свою зелень с блеском позолоты и пурпуром богатейшей драпировки, коею была убрана сия зала. Под колоннадою, составляющею хоры, расставлены были карточные столы, так что игравшие могли видеть танцевавших, могли разделять истинное веселье, царствовавшее в сем храме удовольствий, оживотворенное участием августейших посетителей, приветливостью и вниманием почтенной хозяйки. В полночь открылся занавес, закрывавший ход в пристроенную галерею, и гости вслед за государем и царскою фамилиею вошли в драгоценную турецкую палатку, огромность коей можно некоторым образом постичь, узнав, что в ней был ужин на 500 кувертов. Царский стол находился посредине в полукруглой нише, а от него два стола поперечь для мужчин и шесть для дам в длину, по три на каждую сторону. Излишне кажется говорить о великолепии столовых убранств, об освещении зал, о богатстве ливрей на слугах, о прекрасной иллюминации двора и сада и т. п. Заметим только, что царская фамилия кушала на золоте и драгоценнейшем фарфоре, а для всех прочих приборы были на серебре. Палатка сколько пленила всех красотою, столько же достопамятна и тем, что сделана на подобие той, которая была подарена султаном бессмертному герою, знаменитому родителю хозяйки, заставившему трепетать гордый Стамбул и истреблением флота его при Чесме.

Сей прекрасный бал кончился не прежде 5 часов за полночь. Государь император, государыня императрица и великая княгиня Елена Павловна изволили уехать в третьем часу; великий князь Михаил Павлович оставался несколько долее, его высочество принц Карл – до самого конца».

Александра Федоровна с детьми

Вероятно, после этого бала императорской чете захотелось приобрести себе это имение. И в 1832 году Николай I купил его для своей жены за один миллион пятьсот тысяч рублей. Дворец стал называться Александринским летним в честь Александры Федоровны. Все усадьбы, входящие ныне в Нескучный сад, в 1830–40-х были скуплены императорским дворцовым ведомством и объединились в одно владение, став монаршей резиденцией. Мы можем с уверенностью предположить, что все последующие российские императоры хотя бы раз побывали в Нескучном и, вероятно, посещали балконы «Летнего домика» с великолепным видом на Москву.

Что же они видели с балкона «Летнего домика»? Они видели всю излучину Москвы-реки, заливные поля, слева вдалеке был хорошо виден Новодевичий монастырь, справа ближе Хамовнические казармы, а за ними еще правее начиналась Москва. Тогда город далеко не выходил за пределы Садового кольца.

Панорама Москвы с храма Христа Спасителя. Альбомы Найденова. 1867 год. В центре Москву-реку пересекает Крымский мост (на месте Крымского брода), левее Садовое кольцо разделяет два поля, где ныне находятся ЦДХ (ближе) и Парк Горького (дальше). Вдалеке слева виден лес – это Нескучный сад, в котором, если присмотреться, на берегу виден «Летний домик»

Теперь самое время коротко рассказать истории двух соседних имений, из которых императорская фамилия «собрала» Нескучный. Вернемся в XVIII век и начнем с усадьбы Нескучное Никиты Юрьевича Трубецкого, именно от нее, вероятнее всего, перенял название парк (хотя легенда с «белеными» сторожами тоже хороша). Генерал-прокурор с двадцатилетним стажем, генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного и короткое время генерал-губернатор Москвы Н.Ю. Трубецкой заказал постройку своей усадьбы у Дмитрия Васильевича Ухтомского. Его мы знаем по уничтоженным в ХХ веке Красным воротам и по ныне существующему храму Никиты Мученика на Басманной (думаю, участники «Киносреды» в Саду им. Баумана помнят ее напротив входа с Басманной).


Нескучный загородный дом Н.Ю. Трубецкого. Архитектор Д.В. Ухтомский. Вид в перспективе загородной усадьбы Н.Ю. Трубецкого

Усадьба занимала территорию от Андреевского оврага примерно до беседки 800-летия Москвы. Дворец в Нескучном был шедевром елизаветинского барокко, в наши дни от всего комплекса осталось одно строение – «Охотничий домик», упомянутый Ухтомским в альбоме как каменная «галерея, стоящая на острову». Большинство моих знакомых знают «Охотничий домик» как дом, где снимается «Что? Где? Когда?», сейчас там полным ходом идет реставрация.

Сытин писал, что «…к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в «версальском стиле» – с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки. Хозяин повелел посадить в своем имении фруктовый сад, построить оранжереи и даже завел зверинец».

Нескучный сад. Фрагмент карты Хотеева. 1852 год

1. Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

3. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

4. Бывшее владение Н.П. Голицыной.

5. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого.

6. Андреевский овраг

Следующим заметным владельцем этой усадьбы стал в 1821 году гвардии отставной поручик князь Лев Александрович Шаховской.

В 1825 году Шаховскому сообщили, что в его усадьбе есть минеральные воды, он затеял создание таких московских «минеральных вод», но эксперимент закончился для него плачевно – москвичи воды не пили, в ваннах не сидели, а тут еще открылось заведение Лодера на Остоженке (это от него, возможно, пошло «Лодеря гонять» и, собственно, слово «лодырь»). В общем, полнейшее разорение. Расстроенный Шаховской уезжает из Москвы и в 1826 году перепродает свою усадьбу дворцовому ведомству.

Но между его участком и бывшим имением Орловых находилось последнее частное владение. Усадьба прототипа «Пиковой дамы», или, как ее еще называли, «усатой княгини», – Натальи Петровны Голицыной (Чернышёвой). Дочь дипломата и сенатора, она родилась в Берлине, училась в Лондоне и была представлена при дворе Людовика XV. В ее жизни было и знакомство с Сен-Жерменом.

Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышёва, с сыном Пётром (1767–1773). Более известен портрет пожилой Голициной, строгой и страшной, но лично мне нравится этот вариант, возможно, именно тогда молодая Наталья Петровна познакомилась с Сен-Жерменом

Наталья Петровна послужила Пушкину прототипом «Пиковой дамы». Согласно легенде, князь Голицын-Фирс, начисто проигравшись в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. А она поделилась с невезучим родственником тайной трех карт - тройки, семерки и туза… И он тут же отыгрался.

Большую часть имения Голицыной составлял парк, дом стоял над рекой (но точное его местоположение никому не известно). Голицына обладала крутым и своенравным характером и не пожелала уступить свое поместье даже императору, завещав при этом не продавать его еще 5 лет со дня ее смерти. И только выждав завещанный графиней срок, наследники продали имение дворцовому ведомству.

В XIX веке большая часть Нескучного была открытым городским парком. Хотя Нескучный и был закрыт для публики некоторое время: в 1890–1905 годах, будучи летней резиденцией Московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова (которого убил бомбой Иван Каляев). Так что на балконе «Летнего домика» бывали его жена Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители) и ее сестра с мужем – последним русским императором.

Нескучный сад. Летний дом

После революции, в 1923 году, рядом с Нескучным на месте бывшей общегородской свалки (современный Парк Горького) проводится Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. А в 1928-м на ее месте открывают Первый парк культуры и отдыха. Нескучный сад уже тогда «придают» Парку культуры, и в «Летнем домике» появляется «Военный городок», где граждане могли научаться пользоваться оружием и даже посмотреть на танк. 27 июня 1930 года здесь отмечали 25-летие годовщины восстания на «Потемкине», поэтому под окна пригнали миноносец для роли «Броненосца Потемкина».

Празднование юбилея восстания на броненосце «Потемкин». Эсминец в роли «Потемкина» на рейде перед «Летним домиком». Особенно занимательна огромная фигура красноармейца рядом с домиком

Во время войны в Нескучном произошла еще одна занимательная история. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года была осуществлена дерзкая высадка немецких парашютистов на Воробьёвых горах и в Нескучном саду с целью выкрасть Сталина. Вражеский десант был немедля уничтожен. Долгое время я считал это «байкой», но недавно нашел подтверждение этому в воспоминаниях Власова (говорят, что Шеленберг тоже об этом пишет, но я сам не читал). С тех же пор на краю Андреевского оврага, недалеко от «Охотничьего домика», стоит бронеколпак «последней линии обороны».

Осмотр танка в «Военном городке» (в сквере перед «Летним домиком»)

Скульптура «Беседа о Перекопе» Иннокентия Жукова в скверике перед «Летним домиком» (на тот момент «Военный городок»)

После войны в здании «Летнего домика» шла мирная библиотечная жизнь. До самого последнего времени здесь находилась библиотека, у которой (вероятнее всего, в 1947) появились симпатичные пристройки (стеклянные, по бокам) для размещения в них читальных залов. В 90-х я застал в сквере перед «Летним домиком» «Эгладор» – место, где собирались любители Толкиена (и просто фехтования деревянными дубинками) по четвергам. Сам же я с тех пор старался попасть внутрь «волшебного домика», но все время безуспешно. Пока не оказался здесь на фотосессии … правда, выпивший и в костюме осьминога, но радость от возможности постоять на балконе графа Орлова затмила 20 лет ожиданий.

Василик Олег.

Огромное спасибо

Это прекрасное здание мелькает в глубине двора, когда едешь по Ленинскому проспекту. Роскошные ворота с надписью "Российская Академия Наук" перегораживают доступ, и я включила ддворец в список , но знатоки подсказали: в будни к дворцу можно спокойно подойти.
У дворца длинная и интересная история.
В середине XVIII века земли в районе Калужского тракта приобрели Демидовы, и в 1756 году был возведен дворец. В 1804 году он был перестроен новыми владельцами - Орловыми, а в 1832 году усадьбу (которая охватывала земли нынешнего Парка Горького и Нескучного сада) приобрело дворцовое ведомство для императорской семьи. Николай I подарил дворец своей супруге Александре Федоровне и назвал его Александринским. Дворец был обновлён, от Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами; по одним данным, они символизируют изобилие, по другим - времена года и выполнены Иваном (Джованни) Витали.

В середине XIX века парк был общедоступным во время отсутствия царской семьи в Москве. Однако в В 1890-е годы в Александринском дворце поселился московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя Николая Второго; он закрыл доступ в парк.
А после революции во дворце был создан музей мебельного мастерства, красочно описанный Ильфом и Петровым (здесь искали стулья герои бессмертного романа):

Это были комнаты, обставленные павловским ампиром, красным деревом и карельской березой — мебелью строгой, чудесной и воинственной. Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором...По левую руку от самого пола шли низенькие полукруглые окна. Сквозь них, под ногами, Лиза увидела огромный белый двухсветный зал с колоннами. В зале тоже стояла мебель и блуждали посетители.

А в 1934 году во дворец переехал Президиум Академии наук, который занимает его и по сей день (не считая построенного неподалеку 22-этажного небоскреба).
И тогда же во двор с Лубянской площади (с того места, где долгие годы стоял "Железный Феликс") был перенесен Никольский фонтан Ивана Витали: четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Витали работал над фонтаном в 1829-1835 годах, поэтому он по праву может разделить славу самого старого фонтана Москвы с .
Где-то я читала, что фонтан не работает. Неправда, работает, да еще как...

Проходим фонтан, идем к дворцу.

Ах, какие балкончики, какие решетки

Вход во дворец охраняют вот такие собаки; они, как и фонтан, перенесены - с Нижнего Пресненского пруда, ныне не существующего (находился в районе Белого дома)

Здания, сохранившиеся с первой половины XIX века

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Парк устроили за пределами тогдашней Москвы на берегу реки. Выбранное место было неудобным для строительства, поэтому в течение двух лет 700 человек работали над выравниванием почвы, чтобы придать парку форму амфитеатра. Но результат того стоил: от усадебного дома к реке сад спускался уступами, разной ширины и высоты, но одинаковой длины в 95 сажен. В парке было много каменных оранжерей с пальмами и деревьями из жарких стран: специально для него собрали 2 000 сортов редких растений. На пятой сверху площадке размещался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. А в грунтовых сараях и парниках выращивали ананасы и виноград.

Охраняли растения вымазанные мелом сторожа. При беглом взгляде они не отличались от садовых скульптур. Но когда посетители начинали что-либо ломать, «скульптуры» оживали и подавали голос. Слухи о говорящих статуях наполнили Москву, и народ массово повалил в сад, который назвал «Нескучным».

При следующем владельце - графе Алексее Орлове-Чесменском - в Нескучнике появились памятники в честь военных баталий, павильоны, беседки и различные садовые «затеи». Но так как главной страстью хозяина были лошади (именно он вывел знаменитых орловских рысаков), в парке появились манеж и конюшни. Перестроили и главный дом. Среди возможных архитекторов называют И. Ситникова, В. Иехта, В. Яковлева.

В 1830 в Нескучном саду построили театр под открытым небом - так называемый «воздушный» театр. Его декорациями и кулисами были кусты и деревья. Занавеса и сцены не было. Из-за этого иногда спектакли давали по колено в воде. Но зрителям новшество нравилось, и театр пользовался завидной популярностью.

…театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамьи и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое.

Летом 1830 года «воздушный» театр в Нескучном посетил Пушкин с Гончаровой и Нащокиным. Шла репетиция, но при появлении знаменитого гостя, ее прервали, и актеры толпою ходили за ним, пока поэт осматривал сцену и зрительские места. А в 1834 году театр закрылся.

В 1923 на территории Нескучного сада прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

В парке поставили несколько павильонов, в том числе «Махорка» К.С. Мельникова и «Машиностроение» И.В. Жолтовского. А в 1947-1951 годах в Нескучнике по проекту Сергея Иконникова построили беседку в честь 800-летия Москвы. На ее стенах запечатлены главные события из истории города.

А в 2006-2007 годах площадь возле ротонды благоустроили и назвали «Аллеей влюбленных». На ней пустили фонтаны и установили специальные часы: теперь влюбленным не нужно беспокоиться о том, что они опоздают на свидание - на часах всегда без пяти шесть.

В Нескучном саду на краю Андреевского оврага стоит Охотничий домик, где снимали игры «Что? Где? Когда?». В летнем домике работает библиотека, есть небольшой зоопарк, действует старейшая в Москве площадка для пинг-понга. От пруда видна скульптура девушки-ныряльщицы работы Р. Иодко над единственным в Москве фонтаном-каскадом. А у самой реки притаился небольшой грот.

Говорят, что... ...если влюбленные пройдут вместе по Гротесковому мосту, то любовь их будет крепкой. А если при этом еще и поцелуются, то не расстанутся уже никогда.
...невзрачная постройка зеленого цвета на берегу пруда в Нескучном саду - все, что осталось от Ванного (Купального) домика конца XVIII века. Там в мраморных ваннах любил купаться император Александр II. И даже дно чистейшего пруда было выложено мраморными плитами.
В советское время в Ванном домике устроили заведения общепита, но после пожара он опустел. И теперь этот парковый павильон медленно разрушается.
...на кирпичах строений и аллей Нескучного сада можно найти клейма «Н.Я.». Эти кирпичи были изготовлены в XIX веке на подмосковном заводе купца Николая Якунчикова.
...на своем участке П.Н. Трубецкой устроил первый воксал - увеселительный сад с иллюминацией, театральными представлениями и закусками. Здесь же в 1805 году москвичи наблюдали за первым полетом на воздушном шаре. Следующий владелец участка - Шаховской - устроил там водолечебницу. Но в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли - проект оказался коммерчески неуспешным, и владение пришлось продать в казну.
...Илья Ильф любил гулять в Нескучном саду. Однажды он подошел к дрессированному слоненку из местного цирка-шапито. Тот вдруг встал на задние ноги. Ильф опешил, но вскинул фотоаппарат, сделал несколько кадров и облегченно сказал: «Садитесь!». Тут уже опешил слоненок и сел.
...в течение нескольких лет после революции в Александринском дворце располагался Московский музей мебели. Это тот самый музей, где в романе «Двенадцать стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали драгоценные стулья.

August 29th, 2016 , 06:10 pm

Нескучный сад - это пейзажный парк на берегу Москвы-реки площадью без малого 60 гектаров, который образован из нескольких дворянских усадеб, принадлежавших Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). Владельцы знали толк в садово-парковом искусстве и местность выглядела весьма живописно. После смерти графа Алексея Орлова император Николай I скупил все земли и презентовал этот «маленький Версаль» своей супруге императрице Александре Фёдоровне.



А началась эта история ещё в середине XVIII века, когда неравнодушный к ботанике уральский промышленник Прокопий Демидов устроил на берегу насыпные террасы и разбил сад. Почти два года ушло на выравнивание почвы, чтобы сад спускался к воду уступами, имевшими разную ширину и высоту, но одинаковую длину в 95 сажен. Специально для Демидовского сада было отобрано свыше 2000 видов редких растений. Первыми были высажены плодовые деревья, затем - кустарники и травянистые растения. В каменных оранжереях прижились пальмы и другие теплолюбивые деревья, в грунтовых сараях и парниках выращивались ананасы и виноград.

В 1756 году Демидов обратился к властям с челобитной за разрешением на постройку главного здания усадьбы и эта просьба была удовлетворена: «дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева». Чугунная ограда двора была отлита, разумеется, на демидовских заводах.


Александринский дворец. 1896 год: https://pastvu.com/p/69023

Позднее этот дворец после перестройки архитектором Е.Тюриным станет императорской резиденцией с названием Александринский дворец - в честь супруги императора. В те годы ансамбль дополнился корпусами для фрейлин и кавалеров, а также гауптвахтой. Скульптурные композиции, символизирующие изобилие, появились на воротах в 1846 году (скульптор Иван Витали).


Ворота. 1910-1914 гг.: https://pastvu.com/p/51044

Впрочем, по датировке и авторству скульптур есть разночтения. А вот авторство нынешнего чугунного фонтана точно принадлежит Витали, но установили его в усадьбе лишь в 1936 году. А до этого фонтан сотню лет украшал водозаборный бассейн на Лубянской площади.


Лубянская площадь. 1907-1910 гг.: https://pastvu.com/p/25503


Непривычно, что вход охраняется не львами (как во многих других усадьбах), а сторожевыми псами.


Александринский дворец. 1880-1892 гг.: https://pastvu.com/p/99921 А это вид со стороны Москвы-реки, здесь ещё один фонтан с ангелочками. Фонтан, к сожалению, не работает и окружён густыми зарослями кустарника.


Александринский дворец. 1880-1896 гг.: https://pastvu.com/p/99923 Вид на цветник из окон дворца.

Когда Прокопий Демидов скончался, его изысканный сад начал приходить в запустение. Последующий ренессанс усадьбы связан с именем графа Алексея Орлова-Чесменского, на долю которого выпало немало приключений на полях сражений и при императорском дворе. В контексте сюжета надо упомянуть о его пристрастии к коннозаводскому делу, на его заводах были выведены породы Орловский рысак и Русская верховая. Не удивительно, что и в усадьбе появился конный манеж, известный в наши дни как Музей минералогии имени А.Е.Ферсмана.

Граф Орлов был далеко не единственным землевладельцем на крутых москворецких берегах, от Крымского вала до села Воробьёво строились усадьбы Ягужинских, Шаховских, Зубовых, Голицыных. А в истории Нескучного сада особое место занимает князь Никита Трубецкой, устраивавший в своём имении балы и приёмы численностью до 500 гостей. Считается, что название «Нескучное» придумал сам Трубецкой, задавая позитивный посыл своим вечеринкам. Ужин, танцы, карты, прогулки и игры на природе составляли обязательную программу этих пикников.

А вот Александр Голицын распорядился своей территорией на пользу горожан, построив больницу на завещанные князем Дмитрием Голицыным деньги. В открывшуюся в 1802 году Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, - «и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».


Голицынская больница. 1929-1930 гг.: https://pastvu.com/p/49421 Голицынская позднее вошла в состав комплекса Первой Градской больницы и к собственно Нескучному саду отношения не имеет.


На память о семье Голицыных осталось название прудов в Парке Горького - Голицынские.


Чугунный фонтан завода Баташовых в парке

При том, что в разные эпохи в Нескучном саду строили достаточно много зданий и павильонов, до наших дней дожили единицы. Представляем самые старые сохранившиеся постройки Нескучного сада.

Летний (Чайный) домик графа Орлова (1804-1806 годы). Возле входа привлекают внимание две красивые чугунные подставки для цветов середины XIX века, украшенные по углам головами странных существ - вроде морды львиные, но с рогами бараньими.


Вид с противоположного берега Москвы-реки

Охотничий домик построен в середине XVIII века на краю Андреевского оврага по проекту архитектора Д.Ухтомского, это единственная уцелевшая постройка имения князя Трубецкого. Согласно легенде, из домика в овраг вёл подземный ход.


Охотничий домик. 1978 год: https://pastvu.com/p/18807

Ванный (Купальный) домик постройки конца XVIII века сейчас являет собой унылое зрелище и напоминает советскую кирпичную будку теплоцентрали. А ведь бывали времена, когда император Александр II совершал омовение в его мраморной ванне. Причиной бедственного состояния домика стали относительно недавние пожары.


Ванный домик. 1920-1922 гг.: https://pastvu.com/p/63966

В 1856 году архитектор П.Дельсаль построил в парке грот, который называют именем создателя - грот Дельсаля.

В саду можно увидеть три старинных моста, сложенных из кирпича и необработанных камней: Большой Каменный (Верхний) вёл из дворца к манежу и ещё два поменьше перекинуты через овраг и пересохший ныне ручей. Говорят, что самый нижний - Гротесковый - мост может принести семейное счастье новобрачным, надо лишь перейти по нему, взявшись за руки.


Большой Каменный мост. 1970 год: https://pastvu.com/p/93585


Лето 2016 года, реставрация Большого Каменного моста

Средний мост до и после реставрации

Гротесковый мост