Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Конечно, это все мысли вслух, а вообще, во все самые интересные места мира надо лететь. Ну, в самом деле, не отдыхать же каждый год в Анапе. Но что делать, если одна только мысль о перелете приводит в ужас? Сердце уходит в пятки, к горлу подступает комок, а ноги ни в какую не хотят идти в аэропорт. Может это аэрофобия? Что же делать в такой ситуации? Давайте разбираться по порядку!

Когда я собиралась лететь первый раз на самолете, мне тоже было страшновато. Нет, самолет я обожаю, прям кайф ловлю, когда он взлетает, еще больший - когда садится. А вот аэропорты меня действительно пугают: слишком много людей, как-то суетно, и все время страшно опоздать. Мысль, что самолет улетит без меня мучает постоянно.

Почему люди боятся летать на самолете?

Для начала нужно разобраться, откуда, вообще, берется этот страх, почему примерно 30% людей боятся летать?

На самом деле, нет ничего удивительного в том, что люди боятся перелетов, такой страх естественный. Однако, не все умеют правильно с ним справляться. Кто-то его заглушает и игнорирует, а кто-то раздувает из мух слона и превращает все в фобию. Причин этому несколько:

    Есть версия что такой страх заложен в наших генах , то есть перешел к нам от предков, которые приходили в ужас, видя «железную птицу». А теперь прошло много лет, мы все понимаем и осознаем, но страх, спрятавшийся где-то внутри нас, все еще действует.

    Физические ощущения : когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. И те, кто имеет предрасположенность к фобиям, начинают сильно нервничать и даже паниковать.

    Осознанный страх . Некоторые, насмотревшись фильмов катастроф и вырвав из сводок новостей самые страшные сообщения о крушении самолетов, начинают постоянно гонять в голове эти мысли Эти люди уже заранее настраивают себя на трагизм самой простой ситуации.

    Страх перед первым полетом . Совершенно нормальные ощущения, все волнуются, когда летят первый раз. Это обычная боязнь неизвестности.

Что такое аэрофобия

Как я уже говорила, 30% людей боятся летать на самолете, но это вовсе не значит, что они страдают аэрофобией. Очень часто, обычное волнение перед полетом мы принимаем за фобию. Давайте разберемся, что же такое аэрофобия.

Аэрофобия - гипертрофированный, неконтролируемый и иррациональный страх перед полетом на самолете. Проявляется, как правило, уже за несколько дней до рейса.

Признаки аэрофобии


Самые частые физические проявления аэрофобии:

    учащенное сердцебиение,

    тахикардия;

    боль в области груди;

    усиленное потоотделение,

    тошнота, позывы к рвоте;

    частые позывы к мочеиспусканию;

    тремор конечностей;

    головная боль напряжения;

    бледность или покраснение лица.

Плюс ко всему добавляются и следующие симптомы:

    мышечная слабость;

    постоянное ощущение усталости;

    затруднение концентрации внимания;

    раздражительность, нервозность, беспокойство;

    проблемы с засыпанием и качеством сна, «кошмарные сновидения»;

    ощущение «пустоты в голове».

Вот это аэрофобия, а все остальное просто обыкновенные страхи и волнение. Но, как бы там ни было, и с тем и с другим можно успешно бороться. Есть множество советов, которые помогут вам перестать бояться летать на самолете.

Чего мы боимся при перелетах?

Давайте разберем наши страхи по порядку, и убедимся в том, что они не такие уж и обоснованные. Итак.

Боязнь поломки самолета

Один из самых распространенных страхов. Но, друзья, самолет - самое надежное средство перемещения: у него крепкий корпус и мощнейшие двигатели, способные поднять это железное чудо в воздух.

Даже если у самолета откажет двигатель, то всегда есть другой (их, как минимум, два), он возьмет на себя все функции.

Даже если откажут оба двигателя, авилайнер все равно сможет спланировать и приземлиться, для этого у него есть крылья. Шанс, что они отвалятся в полете практически равен нулю.

Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);

Не надо пугаться и зоны турбулентности, это достаточно обычное явление и конструкция самолета рассчитана с учетом этого природного явления. Лайнер легко выдерживает все эти тряски.

Страх перед ошибками пилотов

Не стоит беспокоиться о том, что можно попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота - в авиалайнерах очень надежная система пилотирования, которая аккуратно может посадить машину по заложенной в ней программе.

Каждый полет, каждого самолета контролируется диспетчерами с земли, они находятся на постоянной связи с пилотами, и обо всех нестандартных ситуациях (таких, как смена погоды, например) предупреждают пилотов.

Друзья, помните простою вещь: за штурвалом сидят высококвалифицированные специалисты, а не камикадзе, они тоже хотят жить, раз уж на то пошло.

Страх оказаться запертым в замкнутом пространстве самолета, это связано с клаустрофобией. Боязнь высоты и неблагоприятных условий, боязнь воды (возникает когда маршрут самолета проходит над морем), боязнь ночных перелетов. Тут только один совет - отвлекайтесь и не думайте об этом. Еще раз напоминаю, самолет - очень надежен, а управляют им профи.

Боязнь летать в одиночку

Всегда можно завести новое знакомство, иногда очень даже приятное, а заодно и знания языка подтянуть, если собеседник иностранец. Это же интересно! Не надо бояться заблудится или еще что-нибудь в этом роде: вам всегда все подскажут и объяснят. Я, например, даже люблю летать в одиночку =)

Страх длительных перелетов

На этот случай, у меня тоже есть кое-какие советы, можете прочитать статью о том, как перенести длительный перелет (советы подойдут для любого перелета).

Часто задаваемые вопросы

Как не бояться летать на самолете? Говорят, помогает алкоголь.

С одной стороны, да, алкоголь сначала помогает, но подумайте о том, сколько неудобств он создает, тем более в самолете. К тому же, если «до чертиков» напиться, то можно потерять контроль над собой и начать «чудить», а в самолете это чревато большими проблемами.

А вдруг самолет упадет?

Читайте про технические особенности самолета выше.

А можно принимать успокоительное?

В принципе, да. Если ничего не помогает, то это нормальный вариант. Уж лучше, чем алкоголь.


Здравствуйте, дорогие друзья!

Ребенок может начать бояться летать, услышав ваши рассказы о полетах в негативном ключе, это, как вариант, причин может быть много, поэтому поговорите с ним, и узнайте, что именно его пугает.

После того, как вы узнали страхи ребенка и развеяли их, нужно продолжить подготовку к полету.

  1. Во первых, надо рассказать о предстоящем путешествии, акцентируясь на приятных моментах (о том, что вас ждет теплое море, желтый песочек, интересные экскурсии и различные вкусняшки).
  2. Во-вторых, и это важно, расскажите ребенку об этапах регистрации, он должен знать, что его ждет в аэропорту.
  3. Потом продумайте, чем будете заниматься во время полета: читать, играть, смотреть мультики или что-нибудь еще. Важно позаботиться о том, чтобы ребенок не скучал во время полета. Вы даже можете взять с собой пластилин, карандаши, игры, наклейки, есть даже специальные дорожные наборы игр. Ребенок увлечется ими и забудет о своем страхе.
  4. Можно поиграть в ролевые игры. Побудьте дома пилотом, покажите как весело летать. Расскажите сказки о птицах, которые летят на юг, и так далее. Нужно, чтобы ребенок понял, что в небе не страшно, а интересно.
  5. Для старших детей подойдут беседы о безопасности данного вида транспорта. Покажите им статистику или эту статью. Еще можно сходить на экскурсию и ознакомить ребенка с самолетом. Пусть он поймет, что это за машина, как она сделана, как взлетает и идет на посадку.
  6. Если вы сами боитесь летать, то не передавайте этот страх ребенку. Не надо нагнетать обстановку и пугать малыша. И еще, ограничьте просмотр фильмов-катастроф. Наоборот, нужно рассказать ребенку, как классно летать, какие виды открываются с высоты птичьего полета и так далее.
  7. Во время полета отвлекайте ребенка: телефон с играми, книга, перекус или интересная беседа - отличный вариант.
  8. Не акцентируйте внимание на самом перелете. Лучше рассказывайте, что ждет вас на отдыхе. Слишком рьяная подготовка тоже может отпугнуть.
  9. Неплохая идея - подготовиться сюрприз-подарок для ребенка и вручите его в самолете. Он, естественно, обрадуется и на какое-то время отвлечется от перелета.

Как бы там ни было, самое важное разобраться с причиной, из-за которой ребенок не хочет лететь в отпуск. Может он и не боится самолета, а просто не хочет никуда лететь.

Чтобы перестать бояться летать на самолете можно воспользоваться следующими советами.

Подготовьтесь к полету заранее

Полет - это, как ни крути, стресс. И этот стресс надо минимизировать, причем начинать надо заранее. В этом случае надо начинать заранее, еще на этапе подготовки. Составьте план, можно на бумаге, и следуете ему. Самое первое, что надо сделать - собрать багаж и завершить все важные дела, чтобы потом не переживать, что что-то забыли дома или не сделали. Это помогает развеять лишние тревоги.

Узнайте больше об авиатехнике

Это мелочь, но помогает перестать бояться летать на самолете. Вы просто будете знать, как устроен авиалайнер и насколько это надежная машина, которая просто так с неба не рухнет. Помните, что ежегодно в автокатастрофах гибнет куда больше народа, а самолеты падают очень редко и именно поэтому, каждое падение - событие.

Пораньше приезжайте в аэропорт

Это тоже снизит стресс: у вас уже все будет идти точно по плану. Раньше приехали, раньше, без суеты и спешки, сдали багаж, прошли паспортный контроль, теперь остается только ждать.

Балуйте себя

Если вам страшно летать, то можете побаловать себя чем-то, что вам нравится. Может эта какая-нибудь вкусняшка? Пока ждете вылета купите напиток или еду, которые вы бы не позволили себе при иных обстоятельствах. Расслабиться всегда полезно (только без алкоголя!).

Отвлекитесь

Во время полета не мучайте себя страшными мыслями: «О Боже, я в километрах над землей!». Отвлекайтесь от таких мыслей: слушайте музыку, смотрите фильмы, читайте книги. Можно поиграть в какую-нибудь игру или завести беседу с соседом.

Мыслите позитивно

Сосредоточьтесь на цели полета. Если летите на море, представьте, как классно окунуться в теплую водичку, поваляться на солнце, пройтись по бархатному песку. В любом случае, вы летите в новую для вас страну, подумайте о том, сколько всего интересного и приятного вас ждет!

Подумайте о других людях

Десятки, сотни, да что там - миллионы людей - каждый день куда-то летают, хоть им это и не всегда по нраву. Оглянитесь в самолете или аэропорту: как их много рядом. Осознание того, что вы не одиноки и окружающие разделяют ваш страх и преодолевают его, здорово успокаивает.

Медитируйте

Медитируйте - это заглушает негативные мысли. Можно еще обратиться за помощью к Богу, если вы, конечно, верующий человек. Молитва придает силы справится с трудной для вас ситуацией.

Будьте уверенными

Во всех своих действиях исходите из посыла: «Что бы я делал, если бы не боялся полета?». И действуйте так, как будто действительно не боитесь, попробуйте: поначалу будет трудно, но вы привыкнете и поймете, что 99% ваших страхов были совершенно напрасными. Плюс ко всему, если вы летите не одни, а с детьми, которым тоже страшно, найдите в себе силы справится со страхом, хотя бы ради них. Страх - заразное чувство.

Следите за тем, что едите и пьете

Уже не раз говорилось о том, что алкоголь употреблять не надо, от него больше проблем, чем пользы. Также не стоит употреблять много кофе, крепкого чая и энергетиков. Причем за несколько дней до вылета. Это сведет к минимуму количество кофеина в крови, а значит снизите свою предрасположенность к тревоге.

Управляйте своим телом

В моменты волнения дышите полной грудью, кислород помогает справиться с тревогой и волнением.

Если вы настолько боитесь летать, что у вас начинается паника, примите несколько капель настойки валерианы или другое успокоительное. Можете также попробовать слабое снотворное. Но предварительно проконсультируйтесь по этому поводу с врачом.

И помните, самолет - это не страшно, а наоборот, очень удобно и быстро. Я обожаю летать, причем настолько, что готова вытерпеть весь ад аэропортов, чтобы только спокойно растянуться в кресле авиалайнера.

На этом все. Берегите себя, и отличного вам отпуска!

«Самолет – самый безопасный способ передвижения. Уровень смертности на самолетах значительно ниже, чем на поезде или машине». Можно сколько угодно повторять себе эти вычитанные в журналах или на Интернет-ресурсах фразы, но от этого почему-то боязнь полетов не уменьшается.

Как не бояться летать на самолете и что делать, чтобы уменьшить страх? Об этом читайте ниже.

Итак, вот небольшой список доводов против боязни полётов:

  1. Помните о том, что самолет проектируют таким образом, что даже в случае какой-то неисправности или поломки, у него есть все шансы удачно и спокойно приземлиться.
  2. Практически все системы в самолете дублируются, а некоторые имеют 2-3 дубликата на случай неисправности первых.
  3. Экипаж любого лайнера – хорошо обучен и прекрасно знает, что делать в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций.
  4. Любое воздушное судно прекрасно оснащено по последнему слову техники.
  5. Поверьте, любая авиакомпания тоже заинтересована в том, чтобы все её самолеты летали исправно и без сбоев. Ведь самолет стоит многие миллионы долларов, а ещё и придется выплачивать компенсации семьям погибших пассажиров. Не говоря уже о том, что мало кто захочет потом летать этими авиалиниями. Поэтому за каждым самолетом тщательно следят.
  6. Перед каждым полетом самолет тщательно проверяют механики, а затем сам первый пилот.
  7. У самолета, как минимум, два двигателя. Даже при отказе одного из них, он сможет безопасно совершить посадку. О том, как взлетает и летает самолет, вы можете узнать
  8. Стоимость одного двигателя насчитывает около 10 млн. долларов, поэтому ухаживают за ним, почти как за маленьким ребенком. Вероятность его поломки ничтожно мала. Отказ двигателя может произойти на 2 миллиона часов налета.
  9. Из рейсов не возвращается 1 человек на 12 миллионов, а таких рейсов в год совершается десятки тысяч.

Даже при каких-то неполадках самолет может удачно приземлиться.

Вас не убедили эти доводы, и вы все ещё думаете: «Боюсь летать на самолете. Что делать?» Тогда читаем дальше.

Аэрофобия

Практически все пассажиры испытывают дискомфорт и неприятные ощущения перед и во время полета. Но это ещё не аэрофобия.

Многие пассажиры бояться летать. Страх — это естественная реакция нашего организма!

Не спешите диагностировать у себя её, не имея на то объективных доказательств. Аэрофобия – это уже психическое расстройство , которое характеризуется наличием следующих признаков:

  • в самолете вы крепко сжимаете подлокотники, и ваши руки потеют;
  • во время перелета вы вглядываетесь в лица стюардесс;
  • вы вслушиваетесь в шум работы двигателей и прочие, издаваемые самолетом, звуки;
  • вы испытываете страх, панику, внутренний дискомфорт перед и во время рейса;
  • вы не можете заставить себя посмотреть в иллюминатор;
  • вас пугает замкнутость пространства в самолете;
  • учащенное, сбивчивое дыхание;
  • повышенное сердцебиение;
  • во время турбулентности вы испытываете острый приступ паники, с трудом вами контролируемый;
  • перед полетом вам обязательно надо выпить алкоголь или успокоительные таблетки;
  • вы полностью отказались от передвижения на самолетах.

Она может сочетаться с прочими фобиями – клаустрофобией (страх замкнутого пространства) и акрофобией (страх высоты).

В таком случае, нужно комплексно и постепенно избавляться от подобных страхов. От 15% до 30% всего населения Земли страдают таким расстройством.

Главное! При острой стадии аэрофобии обязательно обратитесь к специалисту. Не стесняйтесь и не бойтесь осуждения со стороны других людей. Вы же обращаетесь к врачу, если у вас болит живот или горло? Так и здесь. На свое психическое здоровье надо обращать столь же пристальное внимание, как и на физическое. Иначе, без должного лечения, ваша болезнь будет только прогрессировать.

Ниже приведено несколько простых советов, для того, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние перед и во время полета.

Не читайте перед полетом об авиакатастрофах.

Помните, что как и при любой другой болезни, здесь нужно время и терпение, а также вера в собственные силы и успех лечения. Нужно начинать с небольших шагов, постепенно увеличивая их.

Что делать перед полетом

Перед полетом:

Постарайтесь себя занять чем-нибудь во время перелета.

Если вы летите на самолете первый раз, то несколько полезных советов вы можете найти

Что делать вовремя полета

Во время самого полета:

  • Если страх летать на самолете сочетается у вас с клаустрофобией , то не надо садиться у иллюминатора. Если все-таки вам досталось такое место, то закройте его и не смотрите туда. Не знаете, какое место выбрать в самолете? Тогда прочитайте ;
  • Разбейте время всего полета на разные промежутки – взлет, разнос напитков, обед/ужин/завтрак, посадка. И так двигайтесь по списку. Так вам будет легче перенести время перелета, и оно не будет тянутся медленно;
  • Займите себя чем-нибудь. В идеале лучше постараться уснуть. Если это не получается, то почитайте книгу, посмотрите фильм на ноутбуке/планшете, послушайте музыку, поиграйте в какую-нибудь глупую игру на телефоне. Подойдет все;
  • Гоните прочь негативные мысли! Постарайтесь думать о том, чем вы займетесь по приезде. Если вы едете в отпуск, то думайте о море, пляже, вкусной еде на шведском столе, как вы проведете там свое время. Если вы отправились по работе, то проработайте в голове этапы своего выступления на конференции или переговоров с партнером;
  • Ведите себя уверенно , и так будто вы и не боитесь вовсе летать. Постепенно, внушаемая уверенность станет настоящей;
  • Подумайте о других пассажирах . Понаблюдайте за ними, представьте, зачем они летят и что из себя представляют. Это не только поможет убить время, но и поможет осознать, что вы не один такой, а находитесь среди таких же людей;
  • Возьмите с собой леденцы или жевательную резинку . Страх вызывает мышечную скованность, иногда онемение рук или ног. Когда же вы жуете жевательную резинку или леденец, то ваше тело,поглощенное одним действием и приятными эмоциями, уже не будет отзываться на другую, негативную;
  • Пейте больше жидкости, но не алкоголя! От страха появляется обезвоживание, поэтому обязательно больше пить сок или воду;
  • Ни в коем случае не пейте кофе! Оно ещё больше только перевозбудит вашу нервную систему, которая и так находится на грани;
  • Отстегните ремень безопасности, откиньте немного сиденье . В общем, примите наиболее удобную позу. Позвольте вашему телу расслабиться. Тогда и вашей нервной системе будет легче прийти в свою норму.

Во время турбулентности

Многие пассажиры не так переносят тяжело сам полет, сколько турбулентность. Хотя, когда вы едете на машине, и начинается неровная дорога, вы же не начинаете переживать, что попадете в смертельную аварию.

Вы стараетесь удвоить бдительность. Так же и с самолетом. Он просто попадает в воздушные ямы, которые не смог обойти. Сам по себе самолет не полетит в зону грозовых облаков, а постарается пропустить её.

Самолету не страшна турбулентность в силу его совершенной конструкции.

Любой самолет тщательно испытывают прежде, чем отправить на эксплуатацию, так что он способен выдерживать очень большие нагрузки. Что уж тут говорить о каких-то грозовых облаках или ветре?

Иногда турбулентность может быть очень сильной. В таком случае, вещи падают с полок сверху, и самолет даже может встряхнуть. Это не повод для паники!

Что делать при турбулентности

Когда начинается зона турбулентности, нужно сделать следующее:

  • выполните указания стюардесс и пристегните ремень;
  • не вставайте со своего кресла , пока самолет не покинул зону турбулентности;
  • следите за указаниями на табло;
  • можно сделать любую дыхательную гимнастику – это может успокоиться;
  • в случае падения вещей с полок, прикрывайте голову в первую очередь;
  • если упала какая-то вещь, пусть и ваша, не вставайте со своего места;
  • повторяйте себе, что все будет хорошо, и вы удачно приземлитесь. Самовнушение – отличная возможность успокоить свои взвинченные нервы.

Берите пример со стюардесс — они сохраняют спокойствие в любых условиях полета.

И, напоследок, подумайте Они совершают полеты чуть ли не каждодневно. Даже при турбулентности они продолжают выполнять свою работу и улыбаться пассажирам. Возможно, их пример придаст вам мужества.

Удачных вам полетов!

Если вы читаете сейчас эти строки, то, скорее всего, относитесь к 1/4 населения планеты, у которых учащается сердцебиение и потеют ладони при одной мысли об очередном перелете. Стоит отдать должное, аэрофобия - один из самых распространенных страхов на планете, однако, это совеем не означает, что на это есть резонные основания. К слову, чаще всего от этой проблемы страдают творческие люди (у них чересчур богатое воображение) и успешные персоны на высоких должностях (большая степень ответственности). Спокойствие, только спокойствие! Три кита борьбы с аэрофобией: быть максимально информированным, научиться контролировать свое тело (читай - нервы) и правильно планировать поездку . Обо всем по порядку.

Адекватно оцените риск

Оптимистичное начало: ваши шансы пострадать в авиакатастрофе составляют примерно 1 на 11 млн или 0,00001%. Для сравнения: погибнуть в автомобильной аварии можно с вероятностью 1 на 5000. Это означает, что наиболее опасная часть всего вашего маршрута - поездка на машине до аэропорта. Люди гораздо чаще умирают от пищевого отравления, укуса змеи, удара молнии и падения во время прогулки по парку, чем от перелета, однако, изо дня в день с улыбкой едят и выходят из дома, но впадают в панику, покупая билет на самолет.

Проявите любопытство

Большая часть страхов рождается из-за простого незнания о том, что будет дальше. Почему самолет так быстро летит? Почему крыло двигается? Почему стюардесса просила пристегнуть ремни? Когда мы попадаем в необычные обстоятельства, наш первый инстинкт - предположить самое худшее . Исследования показывают: 73% людей, страдающих аэрофобией, боятся технических неполадок во время полета. Чтобы минимизировать эти страхи, постарайтесь узнать как можно больше об устройстве самолета и его работе. Например, самое элементарное - почему он вообще умеет летать? Делает он это под действием четырех сил: гравитации, аэродинамического сопротивления, подъема и тяги. Как говорят пилоты: «Самолет счастливее в воздухе». Или такой факт: на высоте 9000 метров на дверь давит порядка 9000 кг, так что закрыта она более чем надежно и внезапно распахнуться никак не может.

«Подружитесь» с турбулентностью

Согласны, когда в небе начинается «болтанка» - это неприятно. Но это совсем не означает, что вашей жизни в этот момент что-то угрожает. Турбулентность возникает из-за того, что восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Чаще всего это случается во время полета над горами, океаном или морем. Для самолета турбулентность абсолютно безопасна - вреда самолету она причинить не может. Пострадать можно, если по каким-то причинам вы не пристегнули ремни или на вас упал багаж .

Каждый самолет проходит тщательную проверку

«А вдруг недоглядели?» «А что это за заплатка на крыле?» Знакомые вопросы? Самолеты регулярно проходят массу процедур технического обслуживания и ремонта. Примерное соотношение: 11 часов проверок на один час пути. Это означает, что если ваш полет занимает четыре часа, самолет осматривали 44 часа, чтобы убедиться, что все исправно.

Научитесь контролировать чувство тревоги

Во-первых, то, что вы чувствуете себя тревожно, совсем не означает, что в этот момент вы находитесь в опасности. Другими словами - можно трястись как осиновый лист и оставаться при этом в целости и сохранности. Во-вторых, люди с аэрофобией часто ссылаются на то, что «привыкли все контролировать». Но что-то подсказывает нам, что профессиональный пилот держит ситуацию в небе под контролем гораздо лучше паникующего пассажира. В-третьих, каждый человек в состоянии научиться регулировать выброс адреналина нехитрыми упражнениями. Попробуйте для начала определить - какую часть тела сковывает страх. Лицо? Ноги? Рук? Например, чувство нервного напряжения чаще всего блокирует наши плечи - мышцы становятся жесткими. Сделайте глубокий вдох, положите руку на живот и медленно опустите плечи. Повторите 5-10 раз. Чтобы упражнение «подействовало» в небе, практикуйте его и на земле несколько месяцев. Таким образом к полету вы уже обзаведетесь серьезным «успокоительным». Еще один экспресс-вариант: в моменты особого волнения с силой сжать левое запястье - несильная боль поможет вам вернуться к реальности.

Пустите в ход воображение

Богатое воображение - «дразнилка» для аэрофобов. Яркие картинки и возможные сценарии развития событий лишь усиливают страхи. Приручите свою фантазию и используйте ее себе на благо или, просто-напросто, займите голову посторонними мыслями. Подумайте о месте, в котором вы чувствуете себя счастливой. Где вам всегда спокойно? Уютно? Комфортно? Закройте глаза и мысленно перенеситесь туда. Сосредоточте внимание на каждой детали. Другой очевидный вариант - отвлечься с помощью книжки, игрового приложения или праздных мыслей о том, «что хотите попробовать на завтрак» или «какой сувенир привезете из поездки». Еще одна форма «побега» от страхов - беспечный разговор с соседом-попутчиком.

Выбирайте правильный рейс и место в самолете

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать заранее, чтобы облегчить ваши мучения во время перелета. Например, старайтесь летать прямыми рейсами в пункт назначения - чем меньше времени вы проведете в воздухе, тем лучше. Комфортнее всего бронировать место в районе крыла - эта область самолета самая стабильная и меньше всего подвержена тряске. В числе других приоритетов - сидение в проходе или у аварийного выхода, но никак не у окна (соблазн каждые 5 минут проверять «на месте ли крылья» слишком велик). У некоторых пассажиров чувство тревоги усиливается в темноте, поэтому дневные рейсы для аэрофобов все-таки предпочтительнее.

Расположитесь с комфортом

Комфорт в полете является очень важным фактором. Выбирайте в путешествие удобную и практичную одежду, которая не будет сковывать движения или препятствовать циркуляции крови. Любимая музыка генерирует положительные эмоции взамен негативных.

Избегайте новостей про авиакатастрофы

Многие аэрофобы становятся одержимы темой воздушных происшествий, которые муссируют в прессе. Не нужно быть психологом, чтобы понять, как эти новости отражаются на нервной системе и культивируют переживания. Избегайте соблазна регулярно «подпитывать» собственные страхи. Кстати, это правило касается и фильмов, и книг о «страшных рейсах». На контрасте работают любимые сериалы, глянцевые и развлекательные издания, с новостями о новых подробностях развода семьи Джоли-Питт