Ещё из Петровский путевой дворец, г. Москва
Летопись русской усадьбы

Петровский дворец был построен по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой».
Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М.Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце. При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная "лужковская" реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий... / Дата фотографий: 2015 год, 19 апреля.


2.

Петровский парк был разбит при Николае I вокруг Путевого дворца, он быстро стал излюбленным местом прогулок московской знати и творческой интеллигенции. Парк называли Московским Версалем. Часть парка, расположенная за дворцом, сохранилась до нашего времени.


3.

Памятник Николаю Егоровичу Жуковскому в Петровском парке (скульптор Г.В. Нерода, архитектор И.А. Француз). В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Также в дворцовой части парка установлен второй памятник - К.Э. Циолковскому (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз).

Этот великолепный дворец, который несомненно является украшением столицы, был построен в 1776-1780 годах по приказу Екатерины II архитектором Матвеем Казаковым. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Расположен Дворец на Ленинградском проспекте, который раньше именовался как Тверской тракт.


4.

Здание было весьма странным и необычным, когда было построено. Эклектичный декор сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны относятся к древнерусскому стилю. Также присутствует классическая, четко выверенная композиция.

Здесь проходила главная торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. Под строительство были выделены пустующие земли около села Петровского, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю, который впервые упоминается в летописных источниках 1492 года.


5.

Здание с тосканскими башнями напоминает надежную крепость, а с другой стороны является изысканной аристократической виллой.

В смутное время здесь находились войска Василия Шуйского, шедшие навстречу Лжедмитрию II, который на тот момент скрывался в Тушино. Когда войска Шуйского отступили, самозванец занял село, но ненадолго. По одной из легенд, при бегстве из села, Лжедмитрий II зарыл здесь свои сокровища.


6.


В описи 1699 года указано, что в селе Петровском был сад: "на случай приезда монастырских чинов... А в том саду хоромы на каменном фундаменте, в них две светлицы с печами израсцовыми галанскими, промежу их сени, наверху чердак". В это время у села, благодаря боярам Зыковым, служившим у Петра I, появилось второе название Петровское-Зыково.


7.

Здание украшено множеством белокаменных деталей - кружевные наличники, романтичные арки с гирьками, пояски, колонны, похожие по форме на бочонки. Согласно описи дворца 1779 года: "со всех сторон корпуса на стенах... и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих разных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть. На двух малых башнях на кумполах... по одной звезде и аглицкой жести... да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук".


8.

Арка с гирькой.

Изначально Екатерина II приказала известному архитектору Василию Баженову возвести город-театр - деревянную имитацию турецких крепостей, завоеванных русским солдатом. Архитектор построил дворец с минаретами и башнями - “на турецкий лад с разными вычурасами”. Императрице так понравился ансамбль, что она повелела возвести каменный путевой дворец в тех же формах. В 1775 не Баженов, а Матвей Казаков, приступил к строительству.


9.

Ворота между парадным и хозяйственным дворами.

Дворец предназначался как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Все царские особы приезжали на венчание на царство в Москву, в Успенский собор Кремля. Хотя центр власти и был на тот момент в Санкт-Петербурге, никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный ещё Иваном Грозным.


10.

На редкие экскурсии в Петровский дворец нужно записываться заранее.


11.

Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня, пока готовились к торжественной церемонии. Здесь останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей установлены на первом этаже дворца.


12.

Во время наблюдения за московским пожаром из окна у Наполеона обгорели волосы.

События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.


13.

Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели. Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии.


14.

"Пожар в Москве". Картина неизвестного художника XIX века, а слева от "пожара" картина В. Верещагина - "Наполеон в ожидании Мира".


15.

Коридор с бюстами российских императоров.


16.

Парадная лестница.

После страшного пожара 1812 года в Москве, Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась его ставка. Находясь в стенах дворца, Наполеон наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. После отхода французов из Москвы, дворец был разорен и разрушен, остались только стены.


17.

Подъем на второй этаж, третий этаж закрыт для посетителей.

Реставрация дворца была поручена Огюсту Монферрану - автору Иссакиевского собора в северной столице. Переделка интерьеров была поручена архитектору Ивану Таманскому, который везде использовал модный на тот момент пафосный ампир. А художники из семьи Артари расписали купол центрального зала в модной технике "гризайль".


18.

По Парадной лестнице поднималась Екатерина II и другие представители рода Романовых.

В 1827 году Николай I утвердил план обустройства парка вокруг дворца по плану известного на тот момент в России паркостроителя Адама Менеласа. На некотором расстоянии от дворца проложили криволинейные английские дорожки, вырыли пруды и организовали купальни. В 1928 году началось строительство стадиона "Динамо", и большая часть петровского парка была уничтожена.


19.

В путевом дворце, на квартире у приятеля Д. Розена (его семейство занимало во дворце казенную квартиру), останавливался М.Ю. Лермонтов. Он писал: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».


20.

Кавалерский зал.

Восстановительные работы шли 10 лет лучшими архитекторами школы Казакова. Реконструкцией занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. В 1837 году здание снова вернулось к жизни.


21.

Вид от кавалерского зала в сторону приемной.


22.

При полном сохранении исторического облика дворец был переоснащен с учетом всех современных веяний. Теперь Петровский Путевой Дворец, как и в прежние времена, открыл свои двери для гостей самого высокого уровня.


23.

На потолке круглого зала гризайль - чудесная имитация объема на плоскости.


24.

Гризайль - это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью.


25.

Лепнина на сводах Круглого зала.


26.

Дворцовая гостиная.

В начале 1835 года в парке по проекту архитектора М.Д. Быковского возвели деревянный театр в стиле неоклассицизма. А через два года было построено увеселительное заведение “воксал”, в котором произошёл дебют Антон Григорьевича Рубинштейна.


28.

Дворцовая гостиная.


29.

В круглом зале.

Напротив дворца на Ходынском поле регулярно проходили военные учения и смотры парадов.


30.

В наши дни уникальные интерьеры центрального корпуса сохранены в подлинном виде. Отреставрирован искусственный мрамор дверных и оконных откосов, но все это выглядит как новодел.


32.


В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца. Погибло 1300 человек. В тот день Николай II принимал во дворце депутации от крестьян и варшавских дворян, вместе с императрицей присутствовал на обеде для московского дворянства и волостных старшин.


33.


В 1914 году дворец был переоборудован в военный госпиталь. А после национализации в 1918 году здание сначала перешло в ведение Наркомзема и Наркомпроса, затем здесь разместился Наркомат имущества, а следом снова Наркомпрос. Впоследствии бывший дворец стал собственностью Управления Кремлем и домами ВЦИК.


34.

К Круглому залу примыкают четыре зала.


35.

В наше время восстановлена роспись Круглого зала дворца, потолок которого представляет собой купол, возвышающийся над полом на 16 метров.

В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Выпускником академии является первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.


36.

Приемная Путевого дворца.


38.

В Петровском Путевом дворце сейчас проводятся различные мероприятия: пресс-конференции, выставки. За историческими стенами — суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.


39.

Летом 1858 г. на даче у Д.П. Нарышкина жил Дюма-отец, посетивший не только Петровский замок, но и Бородинское поле и скорбевший о "великой ошибке" Бонапарта.


40.

Дворец расположен в районе Аэропорт города Москвы (ближайшая станция метро — «Динамо»). Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

С 1997 года дворец находится в ведении администрации города Москвы.


41.

Бочкообразные колонны дворца отсылают нас к древнерусскому стилю.


42.

А вот и Наполеон... расстроен он.


44.

Первая московская линия трамвая прошла от Страстной площади до Петровского парка.


45.

Вид на дворец со стороны хозяйственной части.


46.

В Петровском парке находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Новомучеников и Исповедников российских. Архитектура храма Благовещения один из ранних примеров использования форм древнерусского зодчества.

Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина (в честь нее названа аллея) основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия. Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.


47.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке» (Красноармейская ул., д. 2) построили в 1844 -1847 годах на средства одной из первых домовладелиц А.Д. Нарышкиной по проекту приближенного к царской семье архитектора Ф.Ф. Рихтера. Храм имел мемориальное значение и был сооружен в память умершей Анны Булгари, четырнадцатилетней внучки А.Д. Нарышкиной. Поэтому один из приделов был освящен в честь Симеона и Анны, другой придел Ксенофонта и Марии.

Земли парка стали раздавать под дачи в 1836 году. Разрешалось строить дома только «хорошей архитектуры», фасады дач утверждала специальная комиссия. Белинский писал о парке: «Какое очаровательное гуляние этот Петровский парк! Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в ее окрестностях!». Здесь находились дачи Апраксина, Голицына, княгини Волконской. Прогуляемся и посмотрим, что осталось рядом с Петровским дворцом!


48.

Рядом с храмом находится бывшая вилла Н.П. Рябушинского "Черный лебедь", построенная архитектором В.Д. Адамовичем и В.М. Маятом в 1907-1910 гг в стиле неоклассицизма.

О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды... Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК.

5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 "заложников" из числа "представителей старого режима" - бывших министров, высших чиновников, священнослужителей.


49.

На улице Красноармейской 1находился ресторан А.И. Скалкина «Эльдорадо», построенный в 1908—1909 годах архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту Л.Н. Кекушева в стиле модерн.

Г-н Скалкин сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане "Золотой якорь", в 1899 году приобрел собственный ресторан " Эльдорадо " в Петровском парке.

Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала цыганка Варя Панина, знаменитая певица. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились Н.Д. Поликарпов и Л.Н. Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду.

Несколько лет назад Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капитальный ремонт. Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания «Мечел», на ее средства был проведен ремонт здания.


50.

Ресторан "Эльдорадо". Все металлические украшения были разработаны Кекушевым.


51.

В бывшем ресторане «Аполло» сейчас музей.


52. 55.


59.

Петровский дворец на Петербургской дороге, близ Москвы. Частное собрание С. Пичинелли.

Старые фотографии


60.

Фото 1870-1880 годов /

Чем знаменит Петровский Путевой дворец в Москве; факты истории и современности. Экскурсия по залам дворца, где сегодня принимают иностранных дипломатов.

В конце 18 века Екатерине Второй захотелось увековечить триумф в Русско-турецкой войне. В результате императрица получила символ победы, воплощенный в камне, а столица - еще один выдающийся дворец, прославляющий щедрость императрицы и мастерство зодчих. Речь о Петровском Путевом дворце. Этот дворец можно считать архитектурным «павлином» Москвы. Он выделяется на фоне типичных столичных построек: яркостью, смелостью, оживляя и освежая чопорные пейзажи.

В его образе воплотилось множество стилей и, прежде всего, готический и мавританский. Здание довольно сильно напоминает турецкие крепости и мечети - эти башенки, похожие на минареты, зубчатые парапеты, массивный центральный купол. Пеструю красноту терракоты сглаживают белоснежные кружевные наличники, лепнина и арки окон. От готики дворцу достались вытянутые оконные аркады. А у входа можно увидеть колонны-бочонки, явно заимствованные из древнерусского стиля.

Построил всю эту красоту архитектор Матвей Казаков, хотя при создании проекта ориентировался на другой дворец, выполненный в турецких мотивах. Путевой дворец имеет центральную часть с портиком и богато украшенным фасадом, а также боковые крылья, построенные в виде крепостных стен. Вокруг дворца еще можно лицезреть остатки роскошного парка 19 века.

Путевой дворец - историческая справка

Путевой дворец должен был встречать императорских особ после долгого пути из Санкт-Петербурга в и название он получил соответствующее. Первые лица государства останавливались здесь, чтобы пару дней отдохнуть перед официальными мероприятиями, после чего свежими и намарафеченными отправлялись в Кремль.

Интересные факты из истории дворца:

  1. В 1797 году во дворце остановился Павел Первый, аккурат накануне своей коронации, тем самым положив начало традиции проводить здесь несколько дней перед помазанием на трон для всех будущих монархов. Традицию не решились нарушать даже когда Москва перестала быть центром империи и вся светско-дворянская жизнь полностью переехала в Петербург;
  2. В 1812 году во дворце поселился Наполеон Бонапарт и отсюда же несостоявшийся властитель Европы наблюдал за тем, как пылает город, так и не покорившийся ему. Поговаривают, что, наблюдая за пожаром, Наполеон даже опалил волосы, но это, скорее, из области фантазий;
  3. Сегодня Петровский Путевой дворец по-прежнему принимает путников после долгой дороги, причем постояльцев самых именитых и важных, как и в былые времена. Пусть это и не императорские особы, но личности не менее важные - дипломаты, политики и т. д. Во дворце находится элитная гостиница, куда пускают только избранных. Тут же ресторан, СПА-центр, сауна и прочие блага. Но и простым смертным можно побывать здесь. Пусть и с краткой экскурсией и только на ограниченных площадях.

Интерьер и внутреннее убранство

Внутри нынешних посетителей ждет разочарование. На смену нарочитой роскоши фасадов и экстерьера приходит подчеркнутая скромность. Здесь нет обилия золота, антикварной мебели и дорогущих гор хрусталя вперемешку с бронзовыми люстрами и фарфоровыми чашками-вазами.

Путевой дворец в Москве / Фотобанк Лори

Интерьер Путевого дворца в стиле ампир / Фотобанк Лори

После последней реставрации 1998 года обстановка близка чуть ли не к монашеской, хотя кое-что от прежнего величия все же уцелело. Это ценный паркет, тяжелые бархатные шторы, немного мебели под старину (на самом деле - новодел, и это заметно с первого взгляда). Зато в Петровском Путевом дворце можно увидеть картины 19 столетия и старые фотографии, выставленные в одном из залов. А в круглом зале периодически устраиваются концерты органной и оркестровой музыки и прочие светские мероприятия.

Другой зал украшают бюсты российских императоров, а в центральном зале можно полюбоваться потолком, выполненным в технике гризайль, которая на момент отделки дворца только входила в моду. Кое-где можно увидеть декор в виде барельефов и позолоты, но это скорее исключение. Также можно увидеть мраморные камины, венецианские зеркала.

На осмотр Путевого дворца хватит часа времени, в ходе которого можно узнать интересные факты не только о самом комплексе, но и немного о знаменитостях, что останавливались в нем в разные времена.

Экскурсии по Москве и окрестностям

Количество прогулок по Москве на Трипстере достигло сотни! Выбор на любой вкус: обзорные, квесты, выездные. Но прежде, чем ехать за город, убедитесь, что вы исследовали все переулки, интересные особняки и усадьбы Москвы.

Как добраться в Петровский Путевой дворец

Путевой дворец находится недалеко от станции метро «Петровский парк». Чуть дальше расположена станция «Динамо», от которой придется немного пройти по Ленинградскому проспекту. Ближайшая автобусная остановка - «ст. м. Динамо». Проезд маршрутами №№ 84, 318.

Петровский Путевой Дворец расположен по адресу: Москва, Ленинградский проспект, д. 40. Попасть внутрь можно только в составе экскурсии.


01 Записывался я за месяц до посещения. Обязательно нужно выкупить билеты в Музее Москвы, что на Парке Культуры. Время экскурсии довольно не удобное – будни 12 часов дня.

02 Входной билет стоит 400 рублей, фотосъемка 150.

03 Охрана довольно лояльная, только сверили паспорт со списком.

04 Дворец построен по приказу Екатерины II в 1776-1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга на подъездах к Москве, по проекту архитектора Матвея Казакова.

05 Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.

06 Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

07 Петровский путевой дворец - один из немногих памятников культурного и исторического наследия, дошедших до нас почти в первозданном виде, образец неоготической архитектуры.

08 Ансамбль дворца состоит из трехэтажного центрального корпуса и одноэтажных боковых сооружений, окружающих внутренний двор.

09 Здания ни разу не перестраивали, а лишь обновляли к очередному приезду титулованной особы.

10 Единственное серьезное отклонение от проекта Михаила Казакова позволил себе архитектор Огюст Монферран, который восстанавливал дворец после пожара 1812 г.

11 Он превратил круглый зал, располагавшийся под куполом, в крытую галерею.

12 Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью.

13 Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 году.

14 По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа, и чуть было не послужило причиной давки.

15 В 1797 году перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I - сын Екатерины II.

16 С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.

17 Во время войны 1812 года в Петровском путевом дворце располагалась ставка Наполеона Бонапарта.

18 Именно отсюда он наблюдал, как горит не покорившийся ему город.

19 Дворец, разоренный после бегства Наполеона, был восстановлен при императоре Николае I.

20 В обновленных залах Дворца вновь останавливались на отдых члены императорской фамилии, устраивались приемы в честь знатных депутаций и делегаций.

21 Во время Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь.

22 Тогда все стены парадных помещений были выкрашены в белый цвет.

23 В годы советской власти комплекс передали Красной авиации - во дворце обосновалась Военно-воздушно-инженерная академия им. Жуковского.

24 После масштабной реставрации, завершившейся в 2008 г., в Петровском дворце разместился Дом приемов Правительства Москвы с функциями гостиницы.

25 На территории дворца появилось новое здание ресторана с подземным гаражом, выполненное в архитектурном стиле исторической застройки.

26 Общая площадь помещений обновленного Петровского дворца - 17 060 кв. м, из них подземная часть - 6 785 кв. м.

27 В главном корпусе организован музей, в котором разместились залы геральдики, императоров, а также зал истории Петровского Путевого Дворца.

28 Реставраторы сделали все, чтобы вернуть этому архитектурному памятнику первоначальный вид, задуманный М. Казаковым 230 лет назад.

29 Во всех помещениях по старинным чертежам с подбором дерева и рисунка восстановлены цветовая гамма стен и художественный паркет.

30 Отреставрированы и не изменены ничуть фасад и интерьеры.

31 Возрождены гризайль на куполе, лепнина, мраморные камины, венецианские зеркала.

32 Дворец обставлен мебелью и предметами интерьера, соответствующими исторической эпохе его возникновения.

33 Сейчас Петровский Путевой Дворец находится под управлением отеля «Ренессанс Москва Олимпик».

35 В Петровском Путевом Дворце есть все для проведения различных мероприятий: пресс-конференций, круглых столов, выставок, конгрессов.

36 За историческими стенами - суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.

37 Петровский Путевой Дворец - идеальное место для проведения свадьбы, празднования торжественного события.

38 Дворец оборудован комфортабельными номерами, имеется ресторан и СПА-центр.

41 Давно хотел попасть во дворец после реставрации и вот выпал случай. Дворец очень красивый снаружи и простой без всяких изысков внутри. Я бы сравнил его с дворцом в Царицыно. Когда Наполеон жил во дворце, он был очень поражен внутренней простотой. Когда посещал его я, был удивлен не то, чтобы простой, а полным отсутствием старинной мебели и интерьеров. Все очень и очень современное, даже дорогая под старину мебель. Если бы не экскурсия, было бы совсем скучно и не интересно.

Материал взят с сайта

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Один из самых запоминающихся среди прочих дворцов Москвы, Петровский путевой дворец «смотрит» фасадом на главную магистраль столицы - шумную и неизменно «пробочную» «Ленинградку».

    На подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Как мы помним, Ленинградское шоссе знаменито тем, что без единого светофора и поворота по нему можно проехать из Москвы в Санкт-Петербург. Собственно, дела обстояли таким же образом и в бытность его Тверским трактом: именно по этой дороге венценосные особы курсировали между двумя столицами. Скорость передвижения, ясное дело, была далека от сегодняшней, и поэтому на подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Эта утилитарная функция сооружения и объясняет название - «путевой». Автор проекта - знаменитый Матвей Казаков; дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Благодаря полномасштабной реконструкции, завершившейся в 2009 г, Петровский путевой дворец обрёл былое величие и исключительную красоту убранства.

    Адрес: Москва, м. Динамо, Ленинградский просп., 40.

    Петровский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Ленинградского проспекта, бывшего Петербургского тракта. Он был построен по просьбе Екатерины II в 1776-1789 годах замечательным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым и является, по всеобщему мнению, одним из лучших его творений в национально-романтическом стиле. Но почему же дворец, построенный по воле Екатерины II, носит название Петровского? Причина в том, что расположился он на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – тому самому, что дал название нашей старинной улице Петровке. Дворец возвели как место отдыха для путешествующей царской семьи.


    После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург туда переехали царская семья, Сенат, правительственные учреждения. Но главные государственные святыни и, прежде всего, Успенский собор, в котором испокон веков проходило венчание на царство, а затем и коронация российских государей, по-прежнему оставались в Москве. А это значит, что хотя бы раз в жизни члены царствующего дома должны были совершать путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. Мы с вами привыкли быстро перемещаться в пространстве: самолет, скоростной поезд… Наши предки относились к этому иначе: ехали долго, с чувством, с толком, с расстановкой. И чем выше был ранг путника, тем дольше длилось путешествие.


    Во времена Алексея Михайловича один из чиновников к месту своей службы в Сибири добирался в течение трех лет. Императорская семья путешествовала из новой столицы в Первопрестольную в течение двух-трех недель. В пути «царский поезд» останавливался для проведения встреч будущего императора с подданными. Для отдыха членов царствующей семьи и сопровождавших их придворных строились так называемые «путевые» дворцы. Их между Санкт-Петербургом и Москвой было несколько, но, несомненно, самым величественным стал Петровский путевой дворец. Его еще иногда называют подъездным, поскольку здесь была последняя остановка перед въездом будущего императора в Москву.


    История строительства Петровского путевого дворца весьма интересна и тесно связана, как ни странно, с событиями Первой русско-турецкой войны (1768-1774 годы). 10 июня 1774 года Российская империя торжествовала. В небольшом местечке Кючук-Кайнарджи между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец Первой русско-турецкой войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, право держать военные корабли в Черном море и, главное, под протекторат России перешел Крым. Екатерина II решила достойно отметить это событие и повелела устроить большие народные гулянья в Москве.


    Однажды императрица позвала к себе придворного архитектора Василия Ивановича Баженова и сказала ему: «Любезный мой Баженов, за три версты от города есть луг (Екатерина Великая имела в виду Ходынское поле); представьте, что этот луг – Черное море и что из города две дороги; ну вот, одна из двух сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого Вы построите столовую и назовет ее Азовом; на устье второго – театр и назовете его Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами… и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, гораздо лучше других».

    Конечно, императрица, лукавила. Празднества были устроены с невиданным доселе размахом: на Ходынском поле появился сказочный город с деревянными крепостями, декорированными под камень и носившими названия взятых в ходе войны турецких крепостей; на лугу, изображавшем Черное море, были установлены корабли, служившие трибунами для зрителей, а вокруг расположились иллюминированные деревни и мельницы. Во время театрализованных представлений Азов брали штурмом, а в Керчи и Еникале устраивались роскошные балы и фейерверки. Для гуляющей публики фонтаны били вином, на столах были разложены жареные быки, а на деревьях развешаны жареные курицы.

    Императрице гуляния очень понравились, и она решила построить здесь же, напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II повелела архитектору Казакову, ученику Баженова, работавшему вместе с ним над возведением ходынских павильонов, построить для нее каменную дачу, приписав к указу: «Фантазии своей не жалей…». Строительство Петровского путевого дворца велось очень быстро. Казаков приступил к работам в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. Все декоративные элементы (больше тысячи) были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Екатерина II впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.


    Перед взором императрицы предстало великолепное здание, по структуре своей напоминавшее классицистическую усадьбу: главный дом с флигелями, парадный двор, проездные ворота на задний двор и там – еще два хозяйственных флигеля. Но внешне дворец казался сказочным замком, в котором причудливо сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо, увенчанное двойной аркой с гирькой и опирающееся на бочкообоазные колонны, соседствовало с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия; белокаменные древнерусские пояски прекрасно уживались со стрельчатыми готическими окнами.


    Башенки-донжоны, придающие дворцу вид крепости, сверху были украшены зубцами-мерлонами, похожими на те, что поместили итальянские мастера на кремлевские стены, а проезды в задний двор фланкировали башенки, напоминавшие миниатюрные минареты. Дополняли это буйство фантазии архитектора многочисленные декоративные детали: пирамидки – «знак славы и памяти добрых государей», каменные шары, остроконечные звезды, винтовые дымоходы. «Праздник праздников», «дневная иллюминация» – так окрестили Петровский путевой дворец восторженные современники. Во дворце видели символическое воплощение так называемого «греческого проекта» императрицы.


    Екатерина II, выиграв Первую русско-турецкую войну 1768-1774 годов, не считала борьбу России с Османской империей завершенной. Она планировала полностью вытеснить турок из Европы и возродить Византийскую империю во главе со своим внуком Константином Павловичем – она не случайно назвала его именно так. И тогда выбор места для строительства дворца оказывается не случайным: ходынские постройки – это взятые турецкие крепости, своеобразный отчет о проделанной сложной работе. А расположенный на одной оси с ними Петровский путевой дворец, купол которого напоминает знаменитую константинопольскую Софию, – это то, к чему нужно стремиться, планы на будущее.


    Греческому проекту Екатерины не суждено было осуществиться, тем не менее, начиная с Павла I, все будущие императоры останавливались перед коронационными торжествами в Петровском путевом дворце. А в 1812 году дворец посетил император Наполеон Бонапарт. Он явился гостем незваным, сбежав из Московского Кремля, к которому вплотную подобралась огненная стихия. Проплутав целый день в дыму и пламени, Наполеон вечером 16 сентября добрался до дворца и потребовал провести его в покои его «брата Александра» – так он называл императора Александра I. Во дворце уже вовсю хозяйничали французские солдаты, так что первую ночь Наполеон провел на подоконнике, укрывшись шинелью.

    Наполеон работал с документами, развлекался и принимал французских подданных, проживавших в Москве. С просьбой компенсировать потери от пожара к императору приезжала модистка Мари-Роз Обер-Шальме. Она держала магазин на Кузнецком мосту и продавала товар втридорога, за что москвичи метко прозвали ее Обер-Шельмой. Именно здесь Наполеона видели ползающим по географическим картам, разложенным на полу: он прокладывал маршрут похода в Индию, намереваясь включить в состав своего войска и покоренную российскую армию. При отступлении из Москвы французы подожгли Петровский путевой дворец: обрушился купол и перекрытия, а то, что уцелело в огне пожара, разграбили окрестные крестьяне.


    Дворец простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить восстановлением дворца. Таманский воссоздал внешний облик Петровского замка таким, каким его задумал его учитель, а вот интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир». Дворец вновь стал местом последней остановки царской семьи перед въездом в Москву. После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский)вокзал.


    На Брестском вокзале все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Здесь проходили встречи с представителями сословий, балы и приемы. Именно отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. Со времен Николая I Петровский путевой дворец стал использоваться и как загородная дача членов императорской семьи, когда они находились в Москве. На первом этаже дворца располагалась приемная государя, комнаты членов императорской семьи, колонный зал, два вестибюля и четыре лестницы.


    Одну из этих лестниц архитектор Таманский сохранил такой, какой ее задумал Казаков – с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России под скипетром императрицы Екатерины Великой. Второй этаж дворца делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Парадные помещения представляют собой большой купольный зал высотой шестнадцать метров и примыкающие к нему четыре гостиные. Главной достопримечательностью Купольного зала является роспись, выполненная братьями Артари. До пожара 1812 года купол был украшен лепниной.


    В 1917 году жизнь Петровского путевого дворца резко изменилась – он был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Новые обитатели топили печи драгоценным паркетом и мебелью красного дерева, а картины и ценности из дворца бесследно исчезли. В 1923 году Анатолий Луначарский предложил передать дворец «для утилизации» Красной авиации, благо неподалеку находился Ходынский аэродром. И дворец действительно ожидала утилизация: военные начали приспосабливать его под свои нужды. В одном из флигелей разместилась типография, в другом – моторная мастерская, купольный зал использовали как столовую. В Петровском путовом дворце пробили новые дверные проемы, поставили перегородки.


    Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского занимала дворец до 1996 года. После переезда военных здесь начались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец вернулся к выполнению представительских функций – он стал Домом приемов правительства Москвы. Сюда вновь приезжают высокопоставленные гости, здесь совершаются торжественные приемы и заседания. В Круглом зале дворца проходят концерты органной музыки, романсовая гостиная и концерты инструментальной музыки.

    Лариса Скрыпник