И стория Знаменского кафедрального собора тесно связана с судьбой Курского края и всего нашего Отечества. На месте нынешнего величественного храма некогда располагалась древняя святая обитель. Возникновение ее относится к началу XVII столетия. Когда в 1612 году, при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов, курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года, по особому челобитию жителей Курска, царь Михаил Феодорович Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую-Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века треснувший колокол был снят с колокольни.

Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из курских дворян. Сооружался собор на пожертвования граждан и монастырские доходы, свою лепту внес и высокопреосвященный Феоктист: отошедший ко Господу в 1818 году, владыка оставил по завещанию весьма значительную сумму на благоустройство храма. Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нелидов, а также представители курского дворянства и купечества. Горячее усердие в этом деле со стороны москвичей проявил тайный советник Григорий Аполлонович Хомутов, – большой знаток архитектуры, он оказал содействие в подборе мастеров и рабочих, обеспечил сотрудничество с лучшим московским подрядчиком каменных работ, лично наблюдавшим за калужскими каменщиками, возводившими храмовые стены. Основные земляные работы по устройству котлована и каменного, положенного прямо на твердый грунт, безо всяких свай, фундамента велись летом и осенью 1816 года.

После кончины владыки Феоктиста кафедру с 1818 по 1822 год возглавлял епископ Евгений (Казанцев), а отец Палладий в начале 1818 года был назначен настоятелем Знаменского монастыря вместо почившего архимандрита Иакинфа. Им то и выпала честь встречать Императора Александра I, посетившего Курскую губернию в июле 1820 года и ознакомившегося с ходом строительства собора. Его сооружение было завершено к 1826 году, и 13 января собор был торжественно освящен. Однако отделочные работы еще продолжались, а торопиться с освящением пришлось по печальной необходимости: через Курск из Таганрога направлялось траурное шествие с прахом в Бозе почившего Императора Александра I. И вот, через три дня после праздника освящения зазвучали песнопения панихиды – собор принимал гроб с телом Благословенного Монарха.

Не раз бывали в Курске царствующие особы, начиная с Екатерины II в 1787 году, и, конечно, посещали, как одну из главных городских достопримечательностей, Знаменский собор. Император Александр I приезжал в Курск трижды: в 1805, 1817 и 1820 годах. Бывал здесь и Александр II; Николай II посетил Курск дважды: в 1902 и 1914 годах. Гостили в Курске и великокняжеские особы Дома Романовых. Так, в декабре 1915 года сюда прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Остановившись в Свято-Троицком женском монастыре, она уже в день приезда молилась в Знаменском соборе.

Знаменский монастырь на дореволюционном фото


Внутренний вид Знаменского собора


История Знаменского собора неотделима от истории великой русской святыни – уже восьмое столетие почитаемой иконы «Знамение» Курской-Коренной, чудесное обретение которой летописные документы относят к концу XIII века. В те тяжелейшие времена татарского нашествия город Курск и его разоренные земли пришли в полное запустение и заросли лесами. Один из благочестивых жителей Рыльска, охотясь однажды в лесной чаще, в нескольких верстах к северо-западу от Курска на берегу реки Тускари обнаружил лежащую у корней дерева небольшую икону, обликом своим подобную знаменитой иконе «Знамение», спасшей жителей Новгорода при осаде его суздальцами в 1169 году. Тут же свершилось и первое чудо – на месте находки забил полноводный источник. Произошло это 21 (8 по ст. ст.) сентября 1295 года – в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре началось всенародное почитание новообретенной чудотворной иконы, получившей наименование Курская-Коренная, то есть найденная у корней. Во время нового набега татар в 1383 году святыню, хранившуюся в часовне на месте обретения, варвары разрубили на две части, а верного ее хранителя, священника по прозванию Боголюб, увели в плен. Спустя некоторое время священник, выкупленный из плена, разыскал расколотые части святого образа. Когда он сложил обе половины иконы, произошло новое чудо – они мгновенно сверхъестественным образом «срослись». Около двухсот лет чудесно восстановившийся образ «Знамения» пребывал во вновь отстроенной на том же месте часовне, пока слава о чудесах, происходящих от него, не достигла столицы. В 1597 году царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов торжественно встречали святыню в Москве. По царскому повелению к небольшой по размеру иконе было изготовлено обрамление из кипарисового дерева, расписанное образами Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В такой композиции икона и сохранилась до нашего времени. В том же году царским указом на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, куда с подобающим торжеством была водворена святыня. В Смутное время икона опять оказалась в Москве, и только в 1615 году, снисходя к усердному прошению курских граждан, государь Михаил Феодорович Романов повелевает вновь перенести ее с великой честью в родную обитель. Предварительно образ с царской щедростью украшается золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными каменьями. Прошению курских жителей предшествовало уже упоминавшееся событие – героическая оборона города 1612 года, в честь которой по обету горожан и был воздвигнут в Курске монастырь с его соборным Знаменским храмом, который с 1618 года становится почетным местом хранения иконы «Знамение». Тогда же зарождается своеобразный чин знаменитых ежегодных крестных ходов с перенесением Знаменской иконы и традиция ее попеременного пребывания в Коренной пустыни и в городском соборе.

Многовековое всероссийское почитание чудотворной курской иконы всегда возбуждало злобу в среде людей, настроенных богоборчески. Нельзя не упомянуть о тревожных событиях на рубеже ХХ столетия, явивших, впрочем, новые свидетельства чудесного заступничества Пресвятой Богородицы. В марте 1898 года революционно настроенные террористы, стремясь подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, пошли на дерзкое преступление, решив уничтожить одну из наиболее почитаемых русских святынь. Среди инициаторов замысла – видные эсеры. Мощное взрывное устройство должно было сработать во время праздничного богослужения, для этого кощунственно выбрали Крестопоклонную Неделю. Однако, по вмешательству Божественного Промысла, часовой механизм бомбы дал сбой, сработав со значительным опозданием, когда в соборе уже никого не оставалось. Мощный взрыв, разорвавший чугунную сень над иконой, вызвал значительные повреждения в храме, даже стена дала трещину. Но среди общего разрушения икона осталась совершенно невредимой, не пострадало даже стекло киота. Покушение на святыню, вопреки чаяниям врага, послужило к еще большему ее прославлению. В память об этом чуде спасения иконы было установлено празднование, совершаемое 21 марта.

Другое вопиющее святотатство было спровоцировано сотрудниками большевистской ЧК. Последнее обстоятельство подтвердилось позднее, после взятия Курска войсками генерала Кутепова. Как вспоминает архиепископ РПЦЗ Серафим (Иванов; 1897–1987), автор известной книги «Одигитрия русского зарубежья», в апреле 1918 года чудотворный образ «Знамение» был из собора похищен. Официальные обращения за помощью к властям, предпринятые правящим епископом Феофаном (Гавриловым), никаких результатов не дали. Помогла молитва, возносимая в течение трех недель всем верующим населением Курска. Икона была чудом обнаружена в старом Феодосиевском колодце, вырытом, по преданию, самим прп. Феодосием Печерским. И произошло это 16 (3 по ст. ст.) мая, в день памяти прп. Феодосия. Тогда же, вместо похищенного драгоценного оклада, на икону была надета запасная риза, довольно простая, серебряная, покрытая голубой эмалью, – та самая, что и поныне украшает святой образ, ставший главной святыней русского зарубежья.

В ноябре 1919 года икона «Знамение» Курская-Коренная вместе с отступающими частями Добровольческой армии покинула курские пределы. Ее увозили на своих руках, спасая от поругания, архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов; на кафедре: 1917–1919), настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, иеромонах Гермоген (Золенко; +1958), окончивший жизнь архимандритом на покое в Иерусалиме, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. А уже в марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении владыки Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России.

Знаменский собор постигла печальная участь большинства христианских святынь русской земли, подвергшихся в послереволюционное время разорению и поруганию. Однако судьба его, в отличие от тысяч других храмов, не столь трагична – он все же не был разрушен до основания. Собор был закрыт в 1924 году, постепенно с него сняли кресты, снесли колокольни. Собирались сносить главный купол, но что-то остановило безбожников, и они ограничились разрушением четырех малых куполов.

В 1932 году Знаменский приход был ликвидирован, а Курский горсовет принял решение устроить в храме звуковой кинотеатр. В процессе перестройки собор значительно изменил свой внешний вид: в 1935 году были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни, а в 1936 году раскрыт северный портик и снята ограда. Новый кинотеатр в здании собора открылся 23 сентября 1937 года и получил название «Октябрь» (в честь 20-й годовщины Октябрьской революции). Кинозал на 700 мест был устроен прямо под куполом, в алтаре установлены кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма организованы музыкальные фойе.


Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра, подожжённое немцами во время отступления 1943 года, сильно пострадало: выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После освобождения Курска в здании сначала размещался склад мясных и молочных продуктов, затем располагался лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года помещение передано создаваемому заводу по производству низковольтной аппаратуры Наркомэлектропрома (сейчас - «Курский электроаппаратный завод»), вывезенному из Германии. Новыми хозяевами в центральной части бывшего собора был устроен склад оборудования, в трапезной размещён штамповочный цех, в южной части помещения - цех пластмасс, на цокольном этаже - заготовительный и сборочный участки, в подвале - кузница и литейный участок. Однако в 1948 году завод отказался от здания, после чего оно было передано Управлению по делам кинофикации, вновь для устройства в нём кинотеатра. В 1956 году закончились восстановление и очередная перестройка кинотеатра «Октябрь», начатые в 1949 году по проекту архитекторов С.И. Фёдорова и Л.А. Литошенко и инженера-конструктора С.Ф. Сурина; в результате внешней и внутренней реконструкции оригинальной архитектуре здания был нанесён значительный урон. Были сооружены двенадцать железобетонных колонн, поддерживавших внутренний купол, которого раньше не было, две открытые лестницы, фойе, перекрытия над двумя смотровыми залами. Заново устроили параболическую оболочку внешнего купола, был раскрыт западный портик. Казалось, что город навсегда утратил свое, некогда главенствующее в архитектурном и духовном отношении, сооружение – настолько необратимыми выглядели все преобразования, исказившие его облик и назначение.

Кинотеатр "Октябрь"


Вид на кинотеатр "Октябрь" (1980-е)


Благие перемены стали реально ощутимы с октября 1992 года, когда архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) совершил в тесном, без окон, углу на третьем этаже алтарной части бывшего собора первое богослужение, проходившее под звуки оркестра все еще действующего кинотеатра «Октябрь». Завершался без малого семидесятилетний период поругания святыни. После передачи Знаменского собора Русской Православной Церкви здесь сразу же начали совершаться регулярные богослужения, которые велись под сенью строительных лесов, на фоне не прекращавшихся восстановительных работ. А объем их был поистине грандиозным. Предстояло восстановить четыре малых барабана с куполами, заново отстроить колокольню, перекрыть основной купол, но прежде всего требовалась внутренняя реконструкция: ликвидация сооружений пятидесятых годов. Для этого необходимо было, в частности, убрать двенадцать мощных железобетонных колонн, поддерживавших внутренний фальшивый купол, которым замуровали световой барабан главного купола, разобрать лестничные пролеты и перекрытия между двумя зрительными залами, снести все лишние перегородки. В целом рабочим пришлось вывезти из собора более 600 тонн железобетонных конструкций.

Только к осени 1999 года собор освободился от инородных сооружений, тогда же был подготовлен котлован под фундамент для колокольни. Строители приступили к возведению малых куполов, а весной следующего года на них уже устанавливали кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью и началось строительство колокольни. Затем последовали еще два знаменательных события. 16 ноября 2000 года митрополит Ювеналий освятил главный престол Знаменского кафедрального собора, хотя до окончания реставрационных работ было еще далеко. А 9 августа 2001 года, в день памяти великомученика Пантелеимона, на новую соборную колокольню были подняты шпиль и крест.

Потребовалось еще более полутора лет, чтобы новоотстроенная колокольня наконец ожила. Это свершилось на Крестопоклонной Неделе Великого поста, 3 апреля 2003 года: в этот день владыка Ювеналий возглавил торжественный чин освящения одиннадцати новых колоколов. Весь набор был отлит по специальному заказу на Урале, самый большой колокол весит 1 тонну 380 кг. По завершении освящения монтажникам предстояло поднять колокола на 37-метровую высоту. Надо заметить, что до революции из десяти колоколов кафедрального собора самый большой весил 16 тонн, а звон со Знаменской колокольни был слышен даже в Коренной пустыни, которая расположена в 30 километрах от Курска.

  • Горящие туры в Россию

В память о триумфе в войне 1812 г. в Курске за десятилетие (1816-1826 гг.) был выстроен Знаменский кафедральный собор - памятник зодчества федерального значения. В нем долгое время находилась чудеса творящая Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», явившаяся в мужской обители Коренная пустынь. Отсюда и название собора - Знаменский. После революции 1917 г. храм разграбили: икона и золотая риза, жалованная царем Федором Иоанновичем, украшенная дорогими камнями и жемчугами, были похищены.

Образ случайно нашли в Феодосиевском колодце и осенью 1919 г. вывезли из города, а чуть позже из страны. Сегодня важная святыня христианской русской церкви хранится в Нью-Йорке. А золотая риза пропала бесследно.

Все приходящие в этот храм, независимо от того, верующие это или просто любопытствующие, уходят отсюда потрясенными, впечатленными и умиротворенными.

Знаменский же кафедральный собор в 1932 г. закрыли, в 1935 г. снесли колокольни и купола, в 1943 г. храм подожгли отступающие войска фашистской армии. Собор на своем веку был и складом, и лагерем для военнопленных, и электрозаводом, и кинотеатром, пока в 1992 г. его не вернули Русской православной церкви. Храм подвергся значительной реконструкции и реставрации и предстал перед взорами во всем великолепии уже в 2004 г. А когда на некоторое время (2009 г.) привезли чудотворящую Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», со всей России на поклон к святыне пошли паломники.

Знаменский кафедральный собор стоит в сердце города, в Знаменском монастыре, созданном в 1597-1613 гг. курянами в честь освобождения Курска от польского гетмана Жолкевского, который захватил и разорил город. Храм настолько значителен и величествен, что многие равняют его с храмом Христа Спасителя в Москве. Его высота под куполом составляет 48 м, и он рассчитан на одновременное нахождение более пяти тысяч прихожан. Собор потрясает своей колокольней с огромным колоколом весом в 1380 кг, известными образами, хранящимися в мощных пилонах, расположенных в трапезной, - все производит неизгладимое впечатление на присутствующих.

Позолоченное паникадило кузнечной работы и тонкого литья (2,5 т), установленное под куполом, имеет 12 ярусов свечей.

Уже во время воссоздания под строительными лесами в Знаменском соборе стали регулярно проходить богослужения, которые ведутся и по сей день. В нынешнее время кафедральный собор относится к Курской и Рыльской епархии.

Все приходящие в этот храм, независимо от того, верующие это или просто любопытствующие, уходят отсюда потрясенными, впечатленными и умиротворенными. Знаменский кафедральный собор - воистину достойное и потрясающе красивое примечательное место большого современного города Курск.

Курский Знаменский Богородицкий мужской монастырь − православная обитель, находящаяся в городе Курске и относящаяся к Курской и Рыльской епархиям. Данный монастырь − один из старейших в Курской области.

В 1612 году на месте городской крепости Курска был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1613 году по указу государя Михаила Федоровича Романова рядом с новой церковью был основан монастырь, строительство которого было закончено в 1615 году. К этому времени была сооружена еще одна деревянная церковь в честь преподобного Михаила Малеина, а также келия для настоятеля и четырнадцать келий для братии. Число монашествующих к тому времени было около сорока человек. Монастырь был назван Рждественским Богородицким. В 1618 году по распоряжению царя Михаила Фдоровича Романова из городского Воскресенского собора в Рождественский монастырь была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Знамение», после чего он стал главной обителью Курского края. К монастырю были приписаны Троицкий, Пустынский Богородицкий и Божедомский мужские монастыри. В 1629 году монастырю была дарована подтверждавшая его привилегии «тарханная» грамота.

В 1631 году в результате пожара были уничтожены большинство монастырских строений. Оставшиеся сооружения были разрушены поляками в 1634 году. В 1649 по указу царя Алексея Михайловича на частные пожертвования и деньги, выделенные из царской казны, Был возведен каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», после чего монастырь стал называться Рождество-Богородицким Знаменским.

В то же время на деньги, пожертвованные князьями Ромодановскими, были построены Петропавловская и Богоявленская церкви, хозяйственные строения, братские кельи и окружавшая монастырь каменная стена с башнями. В 1678 году по грамоте царя Алексея Михайловича за монастырем числилось сто шестьдесят девять крестьянских дворов. В 1687 году государями Петром и Иоанном Алексеевичами и Софьей Алексеевной монастырю был дарован большой медный колокол весом пятьдесят семь пудов.

В 1705 году в ведении Знаменского монастыря были села Долгое, Смородинное, Поныри, деревни Старая Слободка, Служия, Виногробль, Тазово, Ясенок, Жеоновец и хутор Гремячий.

По манифесту императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских земель, изданному в 1764 году, Знаменский монастырь был отнесен ко второму классу. В нем значились по штату архимандрит, шесть иеромонахов, казначей, просвирник, два пономаря, ключник, чашник, шестнадцать служителей и писец.

В 1752 году Знаменский храм был оштукатурен и вместо одной его главы были возведены пять новых.

В 1816 году был разобран обветшавший Знаменский храм, и на его месте началось строительство большого Знаменского собора, которое было завершено только через десять лет.

В 1891 году на территории монастыря имелись каменный флигель для певчих, каменный корпус на двадцать келий, каменный флигель, в котором размещались кухня, трапезная и больница, и другие хозяйственные постройки.

Знаменский монастырь, 1 класса, в Курске, на Красной площади, на высокой горе, при реке Тускори. Основан в 1597 — 1613 годах курскими гражданами в память избавления Курска от разорения польским гетманом Жолкевским. Первоначально именовался Рождество-Богородичным и «Большим» в противоположность Коренной пустыни, которая была тогда приписана к монастырю. В 1631 году он сгорел, а по возобновлении, был разорен поляками. В 1649 году был построен жителями города, по «увещательной» грамоте царя Алексея Михайловича, каменный храм — в честь иконы Знамения Божией Матери, и с того времени монастырь стал называться Знаменским.

Каменные здания монастыря были сооружены «коштом воиства», защищавшего Белгородские границы. С 1815 года монастырь подвергся совершенному изменению во всех своих зданиях, по причине обветшалости их. Знаменский собор, замечательный по своей архитектуре, громадным размерам и изящной отделке, освящен был в 1826 году. Он построен в итальянском стиле эпохи возрождения. На северной стороне храма находится драгоценнейшая святыня обители — чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою, празднуемая 8 сентября и 27 ноября. Эта святая икона чудесно была обретена в 1295 году на берегу реки Тускори одним из жителей города Рыльска, который, ходя по лесу для охоты, увидел при корне дерева икону, обращенную ликом к земле, поднял ее, и оказалось, что по изображению это — икона Знамения Божией Матери, наподобие Новгородской. На том месте, где лежала святая икона, тотчас же открылся источник воды. Это первое чудо от иконы дошло до сведения рыльского князя Василия Шемяки, который распорядился принести икону в город Рыльск. Здесь она благоговейно была встречена всеми жителями, но Шемяка уклонился от торжественной встречи и за это был поражен слепотою; прозрел он после раскаяния и моления перед святой иконой. В благодарность за столь великое благодеяние, он соорудил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и тогда же установлен был праздник явления Курской иконы 8 сентября. Но икона неоднократно чудесным образом возвращалась в пустыню на прежнее место при корне дерева. Жители Рыльска поставили на этом месте часовню и внесли в нее икону, а для богослужения в часовне определен был священник.

В 1385 году часовня была сожжена татарами, а икона рассечена пополам, но она опять явилась неповрежденной. Слух о чудотворной иконе дошел до царя Федора Иоановича, и она в 1597 году была принесена в Москву и поставлена в царских чертогах. Украсивши чудотворную икону, царь Федор Иванович отпустил ее из Москвы в Коренную пустынь «с подобающею честию», приказавши построить в пустыни церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По возвращении иконы, на месте ее обретения основан был монастырь (см. ниже, о Коренной пустыни). В 1603 году самозванец Григорий Отрепьев взял святую икону с собой в город Путивль, а затем в Москву. Она пробыла в московском дворце до 1618 года, а затем, вследствие неотступных просьб курян, была, с разрешения царя Михаила Федоровича, возвращена в Курск и поставлена в Знаменском монастыре. В 1664 году от великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в Коренной монастырь был прислан список с чудотворной иконы Знамения, с повелением боярам и воеводам носить эту копию с собою в походы. В 1687 году чудотворная икона Знамения была носима из Курского Знаменского монастыря в «большой полк». В 1689 году снята была копия с чудотворной иконы Знамения в полки, отправлявшиеся в Крымский поход. С 1726 года икона находилась в Курском Знаменском монастыре и только на две недели выносилась в Коренную пустынь. В 1806 году последовал Именной Высочайший указ, которым велено, чтобы чудотворная икона с пятницы девятой седмицы по Пасхе до 12 сентября находилась в Коренной пустыни, а остальное время в Курском Знаменском монастыре. По месту обретения святая икона называется Коренною, а по месту нахождеия Курскою.

В 1898 году святая икона прославилась чудесным спасением от последствий взрыва в ночь на 8-е марта динамитного снаряда, подложенного дерзкими злоумышленниками под самую икону. Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход в пустынь и обратно в Курск представляет зрелище величественное и глубоко трогательное как по своей торжественности, так и по громадному стечению народа из Курска, окрестных селений и уездных городов на поклонение святыне. В монастыре находится также Карповская Казанская икона Богоматери, перенесенная сюда в 1725 году из Карповской пустыни. В этом же монастыре хранится синодик — первый по древности местный памятник.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Знаменская обитель ныне пребывает в странном состоянии. Все основные монастырские постройки сохранились, однако существуют они в каком-то диком контексте. Но - по порядку. К западу от Знаменского собора стоит двухэтажное здание бывших архирейских келий. Строились они одновременно с соборным храмом - и, разумеется, в стиле классицизма: с неизбежным фасадным портиком, первым этажом, украшенным рустом, и ризалитом. Во втором этаже архирейского дома размещался глава Курской епархии, в первом - наместник Знаменского монастыря. Любопытно, что это образцово классицистическое здание включило в себя фрагмент бывших настоятельских покоев ХVI века. В 1850-х годах с восточной стороны появилась пристройка, в которой освятили домовую Трёхсвятительскую церковь.

В 1927 году в здание въехал Краеведческий музей, который пребывает в нём по сию пору. Подчеркнём: музей - не советского рождения; его открыли в 1905 году, в память о посещении Курска императором Николаем II. К югу от Знаменского собора находится ещё один монастырский храм - Воскресенский. Его освятили в 1875 году - в память о городском Воскресенском соборе, стоявшем на Красной площади и разобранном в 1788 году в ходе переустройства города согласно регулярному плану 1782 года. Стилистически - чистейшей воды эклектика, но эклектика весьма качественная. В плане храм представляет собой крест; увенчан он широким световым барабаном с низким, "приплюснутым", куполом. До революции Воскресенская церковь поражала воображение современников своим богатым убранством. Её внутренние стены были отделаны мрамором и расписаны; иконостас тоже был мраморным, царские врата изготовили из серебра.

В советскую эпоху Воскресенский храм закрыли одним из первых в Курске; возвратили его верующим в 2003 году. Последним "светским" собственником постройки являлся Курский электроаппаратный завод, и вот его-то мы и имели в виду, говоря о диком контексте. Дело в том, что все бывшие монастырские постройки - и возвращённые Церкви, и исполняющие культурные функции - располагаются в тесном окружении производственных помещений этого завода, основанного в 1945 году. Смотрится такой симбиоз страшно и нелепо; кажется, Курск - это единственный областной центр (из древних городов), в сердце которого, прямо на том месте, где некогда стояла Курская крепость, а позже был устроен славный на всю Россию монастырь, до сих пор действует завод. Во всяком случае, подобная картина не встречается ни в одном другом городе России...

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №163, 2015 г.



В 1900 году на средства Знаменского монастыря справа за Московскими воротами была построена часовня. Часовня стояла как бы в начале улицы Ямская гора, ныне ул. Перекальского. В часовню приносили чудотворный образ Божией Матери Знамение на пути крестного хода в Коренную пустынь и при возвращении в Курск. Разрушена в 30-х годах ХХ века.

За Московскими воротами (в начале ул. Ямской горы, ныне Перекальского). Поставлена в 1900 г. на средства Знаменского монастыря. В часовню приносили чудотворный образ Божией Матери Знамение на пути крестного хода в Коренную пустынь и при возвращении в Курск.

Кирпичная, пятиглавая, в псевдорусском стиле. Отличалась массивностью и статичностью объемной композиции, в основе которой - четверик, завершенный че-тырьмя малыми главками на барабанах и центральным круп-ным барабаном под маковкой-сводом. Богатый декор: муфтированные пилястры и колонны с кубическими капителями - в обрамлении проемов и углов четверика; полуциркульные кокошники; аркатурные пояски и др. Часовня была ярким градостроительным элементом северного въезда в город.

В 1919 г., когда город был занят деникинскими войсками, около этой часовни были вырыты братские могилы, где было похоронено 117 человек, извлеченных из оврага Глинище, расстрелянных чекистами.

"Ныне от часовни и братских могил на этом месте следов не осталось..." (рукопись А.Г.Кепова, тет-радь № 2, с.65).