Согласно истории первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века.

Ещё в далёком 1417 году мэр Лондона Генри Бартон дал распоряжение на вывешивание уличных фонарей зимними вечерами. Этот шаг он предпринял для того, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Французы решили не отставать и по прошествии некоторого времени подхватили его инициативу.

Баселона фонари Гауди

В самом начале XVI столетия каждый житель французской столицы был обязан держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Именно при Людовике XIV Париж наполнили огни многочисленных фонарей. В 1667 году он издел указ об уличном освещении, за что и получил прозвище «Король-солнце». По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Венеция

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. После, когда уже стали применять керосин, значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Изобрёл их англичанин - изобретатель Уильям Мердок. Естественно, поначалу он подвергся насмешкам.
Воронеже

Сам Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Эти насмешик не помешали Мердоку воплотить в жизнь свою идею и он с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения.

Германия

В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В России уличное освещение появилось при Петре I.

Египет

В 1706 году он велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем.

Киев Эта люстра служит уличным фонарем возле кафе

В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве.

Китай

История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона.

Львов

В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешевую в производстве.

Москва

С её появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим

Будапешт

В Брянске

Венеция

Венеция

Венна

Дубровник

Замок Егг Бавария Альпы

Зихрон Яков 19 век

Испания

Китай город Шеньжень

Кронштад

Лондон

Львов

Львов

Львов

Москва

Москва

Над Дамаском

Одесса

Париж

Парк Шевченко Киев

Питер

Питер

Район черепах Сиена

Рим

Талин

Смотрите по сторонам в мире еще полно прикрастного...

Люди предприняли попытку осветить улицы еще в начале XV века. Первым с этой инициативой выступил мэр Лондона Генри Бартон. По его распоряжению на улицах Британской столицы в зимний период появились фонари, помогающие ориентироваться в непроглядной тьме.

Спустя некоторое время французы также предприняли попытку осветить городские улицы. В начале XVI века для освещения улиц Парижа жителей обязали ставить на окна осветительные лампы. В 1667 году вышел указ Людовика XIV об уличном освещении. В результате парижские улицы осветились множеством фонарей, а царствование Людовика XIV назвали блестящим.

В первых в истории уличных фонарях применяли свечи и масло, поэтому освещение было тусклым. Со временем использование в них керосина позволило несколько увеличить яркость, однако все равно этого было недостаточно. В начале XIX века начали использовать газовые фонари, что существенно улучшило качество освещения. Идея использовать в них газ принадлежала английскому изобретателю Уильяму Мердоку. В то время мало кто серьезно относился к изобретению Мердока. Некоторые его даже считали сумасшедшим, однако он смог доказать, что газовые фонари обладают массой преимуществ. Первые в истории газовые фонари появились в 1807 году на улице Пэлл-Мэлл. Вскоре таким же освещением могла похвастаться столица практически каждого европейского государства.

Что касается России, то здесь уличное освещение появилось благодаря Петру I. В 1706 году император, празднуя победу над шведами под Калишем, распорядился вывесить фонари на фасадах домов вокруг Петропавловской крепости. Спустя двенадцать лет фонари осветили улицы Петербурга. На московских улицах они были установлены по инициативе императрицы Анны Иоанновны.

Поистине невероятным событием стало изобретение электрического освещения. Первая в мире лампа накаливания была создана русским электротехником Александром Лодыгиным. За это он был отмечен Ломоносовской премией Петербургской академии Наук. Спустя несколько лет американец Томас Эдисон представил лампочку, которая лучше освещала и при этом была недорогой в производстве. Несомненно, это изобретение вытеснило газовые фонари с городских улиц.

29.05.2011

Многим покажется странным, что вроде бы такое нехитрое устройство, как привычный всем - изобретение совсем недавнее. Он был придуман в конце девятнадцатого столетия, несмотря на то, что в то время дома уже практически повсеместно освещались электрическими лампочками.

Скорее всего, создание компактного переносного фонаря затормозило то обстоятельство, что в те времена еще не было сухих элементов питания. Существующие на тот момент батарейки представляли собой наполненные жидким электролитом емкости, которые было затруднительно носить с собой. Поэтому, когда речь заходит об этом изобретении, стоит вначале упомянуть Карла Гасснера - именно он в 1886 году впервые изобрел и запатентовал элемент питания, из которого, как ни верти, электролит не вытекал.

Сам же , ставший прообразом современных электрических фонариков, был создан в 1899 году американским изобретателем Давидом Майселлем. Свой патент он в том же году продал компании American Electrical Novelty and Manufacturing Company, которая была основана Конрадом Хьюбертом, эмигрантом из Белоруссии. Внешне изобретение Майселля очень напоминало современный фонарик брелок, только в увеличенном виде - он представлял собой плотную картонную трубку, в которую была вмонтирована лампочка с линзой и металлическим отражателем. Внутри трубки располагались три цилиндрических источника питания. Первый фонарик имел весьма необычный по своей конструкции выключатель - для того, чтобы его зажечь, нужно было нажать на металлическое кольцо, прикрепленное к металлическому обручу, охватывающему корпус. Эту довольно неудобную конструкцию вскоре сменил более эргономичный и надежный выключатель, придуманный Конрадом Хьюбертом.

Поскольку батарейки не отличались большим ресурсом, первые фонарики светили довольно тускло и в отличие от современных изделий использовались не как источник яркого света, а в качестве вспышки, способной на мгновение осветить что-то необходимое. Поэтому и название переносной фонарик у американцев получил соответствующее, flashlight - мигающий свет или вспышка света. А вот англичане дали карманному электрическому фонарю уже другое название - torch, то есть факел. Связано это, вероятнее всего, с тем, что эти устройства прибыли на Туманный Альбион в усовершенствованном виде. Конечно, это еще не был такой яркий, знакомый нам сейчас светодиодный фонарик, но все же он претерпел значительные изменения в лучшую сторону.

Все это время Майсселль и Хьюберт совместно работали над совершенствованием конструкции электрического фонарика, однако прославились они лишь тогда, когда их детище по достоинству было оценено полицейскими Нью-Йорка - изобретатели раздавали им фонари в целях рекламы.

Серийное производство фонарей, которые выпускались под брендом Eveready, было налажено в 1905 году компанией The American Ever Ready Company, в которую Хьюберт переименовал свою фирму. Теперь же они широко распространенны и можно повсеместно.

Такое изобретение, как фонарь, оказалось настолько полезным, что прочно вошло в обиход по вполне понятным причинам. Согласитесь, что в цивилизованном мире не найдется ни одного человека, который бы ни разу не пользовался этим чудным приспособлением! Для начала знакомства с всемирно известным производителем одних из самых лучших фонарей по соотношению цены и качества предлагаю ознакомиться с историей возникновения самого фонаря.

Фонари в истории

Начиная со времени "приручения" огня, человечество всегда искало и придумывало способы, как освещать себе жизнь в тех или иных обстоятельствах. Самым первым и примитивным фонарем можно назвать обычный факел, у которого была целая куча очевидных недостатков. Затем, с появлением воска, к средствам освещения добавилась свеча, а с появлением горючего топлива - керосиновая лампа. Такие источники света, хоть и были более совершенными, но также имели свои недостатки - небезопасность, короткий срок работы и выделение вредных веществ при горении.

Первые уличные фонари появился в Англии в 1417 году. Своему появлению они обязаны мэру Лондона - Генри Бартону, который обнароовал постановление об освещении улиц города вечерами, особенно в зимнее время.

Выглядели лондонские фонари довольно симпатично.

Впоследствии, в 1667 году, идею осветить город в темное время суток поддержал французский король Людовик ХIV, приказав установить масляные фонари на столбах и домах по всему Парижу. Также он обязал всех жителей ставить светильники в окнах домов, выходящих на улицу.

В нашей стране впервые уличные фонари появились в Петербурге в 1706 году по указу царя Петра I, который распорядился, чтобы разместили фонари рядом с Петропавловской крепостью в знак победы над шведами. В 1718 году появилось освещение набережной реки Невы. А в 1730 году уличное освещение появилось в Москве.

Первые уличные фонари Петербурга.

Появление первого фонаря напрямую связано с изобретением лампы накаливания. Открытие сделали двое человек одновременно. Первый - русский ученый Александр Лодыгин, который в 1874 году запатентовал лампу, в которой в качестве стержня использовался вначале уголь, а затем вольфрам.

Второй изобретатель - американец Томас Эдисон, который изготовил лампу (1879 год) надежной, экономичной и долговечной. Успех крылся в материале для стержня лампы, в качестве которого использовалась обугленная стружка из бамбука. Эдисон не только создал модель практичной и недорогой в производстве лампы, но и наладил массовое производство.

Впоследствии Эдисон использовал в качестве материала для стержня лампы вольфрам, который уже применял его русский коллега Александр Лодыгин. Вот так два изобретателя в разных странах, можно сказать, совместно подарили миру лампу накаливания.

Но вернемся к ручным фонарям. Теперь уже есть надежный и практичный источник света, осталось разработать источник портативной энергии.

История батарейки

Первая электрическая батарея, приближенная к современному типу, была изобретена еще до появления ламп накаливания в 1866 году французским изобретателем Джорджем Лекланшем. Она представляла собой довольно большой открытый стеклянный сосуд, заполненный электролитом и двумя элетродами. Понятно, что такой источник питания не мог подходить в качестве батареи для ручного фонаря. Он был больших размеров, из-за чего лишен мобильности. Но главное - это то, что при изменении положения жидкость спокойно могла вылиться наружу. Ситуация изменилась, когда в 1896 году немецкий инженер Карл Гесснер разработал небольшую портативную батарею сухого типа, которая представляла собой цинковый цилиндр, наполненный твердым пастообразным электролитом.

Первая батарея с твердым электролитом.

Справедливости ради нельзя не упомянуть про так называемую багдадскую батарейку, которую обнаружили в 1936 году в окрестностях Багдада. Предмет представляет собой сосуд возрастом около 2000 лет, внутри которого находится медный цилиндр с железным стержнем. Горло залито битумом, и через него проведен еще один железный стержень со следами коррозии. Копия находки показала, что если залить в сосуд кислоту или вино, или уксус, в которых содержится кислота, то "батарея" начнет выдавать напряжение в 1 вольт. Хотя это и не доказывает, что сосуд в свое время использовался в качестве источника питания, как считают многие скептики. Но, как говорится, имеем то, что имеем.

Багдадская батарейка

Итак, источники питания и лампа накаливания изобретены. Осталось создать непосредственно сам ручной фонарь.

Ручные фонарики

Здесь отличился изобретатель Дэвид Майсел, который в 1896 году получил патент на ручной фонарик, работающий от трех батарей. Сам фонарь имел корпус из дерева и переключатель в виде металлической пластины, которая замыкала электрическую цепь. В 1898 году американец, эмигрант из Российской империи и изобретатель Конрад Хьюберт основывает компанию Ever Ready Company по производству батарей небольшого размера. Кстати, сегодня каждый знает эту компанию, как Energizer.

В том же году он выкупает патент у Дэвида и приступает к производству ручных фонариков. Дэвид Майсел остался работать вместе с Конрадом, и занимался совершенствованием фонарей. Так появился первый фонарь для велосипеда, а в 1899 году первый ручной фонарь уже более привычной для нас цилиндрической формы.

Такие фонари имели и ряд недостатков - они не могли светить долгое время (приходилось отключать фонарик - он не мог давать стабильный свет на долгий период), да и свет был довольно тусклым.

Дальше уже было дело техники - компания выпускает первый в мире каталог (1899г) и еще 25 типов фонарей: настольные, велосипедные, ручные и другие варианты. Так началась эпоха ручных электрических фонарей - незаменимых помощников, которые пришел на смену более несовершенным и опасным свечам и керосиновым лампам. Теперь не нужно задумываться о проблеме освещения в нужное время и нужном месте!

Перейдем к истории одного из самых узнаваемых брендов по производству технологичных фонарей.

История компании ArmyTek

Все началось в 2007 году, когда небольшая команда из Канады заинтересовалась светодиодным освещением. Ситуация на данном рынке была такова, что американские и европейские компании предлагали надежные решения, но отставали в технологическом плане от мировых тенденций, а китайские производители делали ставку на доступность, но при этом, уступали и в качестве и технологиях. На фоне такой ситуации молодая компания решила пойти другим путем и заняться выпуском продукции, имеющей все необходимые критерии - относительная доступность, надежность, качество и технологичность. И речь уже шла о производстве осветительного оборудования.

Для этих целей был собран коллектив из лучших ученых и инженеров авиационной, военной и даже космической отраслей. Благодаря этому удалось добиться потрясающих результатов в производстве первоклассного продукта. Также важным решением стало использование качественных комплектующих из США и Японии, в частности, лучшие светодиоды американского производителя Cree.

Так появился первый тактический фонарь Predator, который на тот момент содержал в себе много инновационных решений. Фонарь прошел жесточайшие испытания в различных климатических условиях.

А в 2009 году было открыто производство в Китае, за счет чего удалось добиться конкурентной цены и массового производства с сохранением неизменного качества и современных технологий. Этому и по сей день способствует применение современного оборудования, проверенных материалов и тщательная система контроля качества конечного продукта.

Завершающим этапом в становлении компании явилась юридическая регистрация в 2010 году в Канаде под именем Armytek Optoelectronics Inc.

Чем же так подкупают фонари Armytek? Как уже было подмечено, применением передовых японских и американских комплектующих, использованием новейших технологий и оборудования в производстве с соблюдением контроля качества, а также надежностью, долговечностью и технологичностью. Фонари спокойно переносят падение с десятого этажа и погружение под воду на глубину 50 метров. Тактические варианты выдерживают отдачу оружия любого калибра и продолжают бесперебойно работать. Все это отражается и в миссии компании - обеспечивать людей надежным и технологически самым совершенным светом в мире. Гарантия от производителя составляет целых десять лет на любой фонарь!

И сегодня продукцией компании Armytek пользуются многие люди разных профессий и родов занятий по всему миру: служащие в спецслужбах, военные, работники охранных структур, рыболовы, охотники, спасатели, пожарные. Проще говоря, все те, кому нужен именно такой безотказный и работающий в тяжелых условиях фонарь, имеющий при этом высокотехнологичную начинку и разнообразные функции.

В следующих статьях рассмотрим различные модели фонарей Armytek.

Продолжение следует...

Ручной фонарь , фона́рик - небольшой носимый для индивидуального использования. В современном мире под карманными фонарями понимают прежде всего электрические фонари, хотя существуют механические (преобразующие мускульную силу в электрическую), химические (источник света - химическая реакция) и с использованием открытого огня.

После того как немецкий предприниматель Пауль Шмидт изобрел сухую батарею , им впервые было начато массовое производство запатентованных в 1906 году электрических карманных фонарей DAIMON.

Характеристики фонарей

Практически все ныне продаваемые фонари - светодиодные [ ] . Для описания и сравнения свойств фонарей используют следующие основные характеристики: световой поток, режим работы, цвет луча, возможность фокусировки или форма луча, дальность луча, время работы от батарей, защищенность от влаги, защищенность от механических воздействий, взрывобезопасность при работе в загазованных или запыленных средах. Существует стандарт ANSI FL1-2009 , описывающий и унифицирующий методы измерения и публикации основных характеристик ручных фонарей. Световой поток и время работы фонаря - взаимопротиворечивые требования, чем больше световой поток, тем быстрее разряжаются батареи. Вес же батарей или аккумуляторов невозможно увеличивать без потери удобства, например для налобных фонарей вес крайне важен. Режим работы может быть со стабилизацией светового потока, иногда с возможностью его выбора, и тогда точно известно время работы, или в режиме плавного снижения яркости по мере разряда, устаревающая неприятная для зрения схема. Самая оптимальная форма светового пятна - равномерно освещенный круг без яркого центра, с плавным снижением яркости на краях. Резкие границы яркости утомляют зрение при долгой работе. Возможность фокусировки позволяет менять дальнобойность фонаря, но тоже с выбором - или осветить хорошо дальний объект, но узким лучом, или создать такую же освещенность вблизи широким лучом. Для некоторых фонарей предусмотрен режим работы с цветным лучом, обычно красным, это позволяет существенно продлить время работы. Этой же цели служит режим мерцания, к тому же он позволяет привлечь внимание (режим SOS).

Разновидности

Туристический

Светодиодный фонарь

Самая большая группа фонарей. К этой категории можно отнести практически любой фонарь, не имеющий специально выделенной функции.

Фонарь охранника

Фонарь, совмещающий в себе функции непосредственно фонаря и полицейской дубинки .

Тактический

Специальная категория фонарей для спецподразделений, армии и других силовых структур. Обладают повышенной надёжностью. Их, как правило, можно крепить на оружие, используя стандартные оружейные элементы крепления - планку Пикатинни , планку Вивера и прочие подобные. В таких случаях очень часто снабжены выносной кнопкой включения, соединённой с фонарём посредством провода.

Аварийный

Фонарь, входящий в комплект оборудования, используемого в чрезвычайных ситуациях. Как правило, электрический, хотя в морском комплекте встречаются и химические аварийные фонари. Аварийный фонарь должен обладать значительным сроком хранения без потери эксплуатационных качеств.

Для подводного плавания

Светодиодный подводный фонарь с линзой и без

Распределение светового потока от фонарей с линзой и без

Фонарь предназначен для погружения на значительные глубины, сохраняя абсолютную водонепроницаемость , что обеспечивается особенностями конструкции (уплотнительные О-образные резиновые или силиконовые кольца с герметизирующей смазкой). Должен давать значительный световой поток при минимальном рассеянии на взвеси , что обеспечивается как балансом интенсивности света в центральном пятне и боковой засветке так и температурой света. Так, при ~2700-3000K отражение от частиц мути в воде меньше, чем при высокой ~5000-6000K цветовой температуре. Водная среда эксплуатации, с одной стороны, повышает требования к коррозионной стойкости корпуса фонаря, с другой - упрощает охлаждение. Вышедшие из строя литий-ионные аккумуляторы, выделяя газ в абсолютно герметичном корпусе, могут создавать опасность взрыва. При наличии петли, надеваемой на запястье, она должна легко сниматься одной рукой (т.е. быть резиновой, а не верёвочной), что продиктовано требованиями безопасности подводного плавания.

Шахтёрский

Железнодорожный

Помимо непосредственно осветительной функции, позволяет подавать цветные сигналы (красный , жёлтый, зелёный) при помощи светофильтров или цветных ламп. Первоначально применялись специальные керосиновые лампы, заменённые ламповыми фонарями. На данный момент выпускаются светодиодные модели.

Электродинамический

Фонарь «Жучок», СССР, конец 1980-х годов. Ранние «Жучки» выпускались в металлическом корпусе.

Электродинамический фонарь снабжён встроенным динамо . Плюсом такого фонаря является автономная работа без сменных источников питания - гальванических элементов или аккумуляторов. Ввиду наличия динамо-машины, такой фонарь пользователь обычно приводит в действие вручную посредством вращения или нажатия рукоятки, соединённой с динамо-машиной, которая преобразует механическую энергию в электрическую, которая и питает источник света.

В СССР без какой-либо торговой марки производились электродинамические фонари со встроенной динамо-машиной и лампой накаливания. В простонародье были прозваны «жучками» за характерный звук при работе. Такие «жучки» были оснащены пружинной рукояткой.

В современных самозарядных фонарях в качестве источников света используется светодиод. Самозарядные фонари с лампой накаливания фактически не производятся. Сегодня на рынке представлен широкий сегмент самозарядных фонарей, которые снабжены функцией зарядки мобильных телефона, радиоприёмника.

К недостаткам таких фонарей можно отнести следующие их свойства:

  • Сложность конструкции
  • Шумность при механической подзарядке
  • Непродолжительное время работы между зарядками (при наличии аккумулятора - 10-30 мин.)

Элементы питания

Мощный фонарь-прожектор

Фонари на батарейках

В фонарях на батарейках источником питания служат гальванические элементы , или батарейки . Первый патент на переносное устройство с (англ.) был выдан 10 января 1899 года, первые доступные в продаже устройства относятся к 1922 году.

Фонари на аккумуляторах

В аккумуляторных фонарях источником питания служит встроенный никель-кадмиевый , никель-металл-гидридный , свинцово-кислотный или литий-ионный аккумулятор.

Источники света

Лампы накаливания

Классическая лампа накаливания обладает целым рядом недостатков: низкая световая отдача, малый срок службы, низкая механическая прочность. В настоящее время практически вытеснена из употребления. Однако, лампа имеет высокий индекс цветопередачи , благодаря чему по прежнему находит применение в некоторых областях (например, в медицинских лампах, которые не должны искажать цвета тканей тела).

Галогенная лампа

Усовершенствованные лампы накаливания. Принцип излучения тот же - нагрев нити электрическим током. Отличия кроются в газах, наполняющих колбу лампы. У различных ламп состав этих газов может отличаться.

Обладает немного лучшими эксплуатационными свойствами, нежели обычная лампа накаливания. Даёт значительный световой поток. Имеется ряд недостатков: относительно высокая стоимость, малый срок службы, высокое энергопотребление, необходимость иметь при себе запасные лампы, иначе есть риск остаться в темноте, что неприемлемо, например, для спелеологов. Даже не слишком мощные фонари могут сильно нагреваться. Это связано с низким КПД ламп, в результате чего примерно 90 % энергии излучается в так называемом «тепловом» (инфракрасном) спектре, который невидим для глаз человека.

Светодиоды

Светодиоды в первую очередь отличаются высоким КПД излучения в видимой области спектра, в отличие от ламп накаливания. Светодиод даёт значительный световой поток, имеет очень длительный срок эксплуатации (обычно не менее 30 тысяч часов непрерывной работы, в отличие от примерно 50 часов лампы накаливания или галогенной лампы), низкое энергопотребление, а также малый вес фонарей при значительной яркости. Малый вес обусловлен высокой энергоэффективностью светодиодов и, соответственно, необходимостью использовать меньшее количество батарей, которые составляют значительную часть массы фонаря. К недостаткам можно отнести несколько неестественный спектр излучения у старых моделей светодиодов. Однако современные качественные светодиоды имеют настолько высокую цветопередачу, что практически неотличимы от ламп накаливания. Также выпускаются светодиоды с цветовой температурой 3 000-4 000 К, что примерно соответствует галогенной лампе.

В целом светодиодные фонари на данный момент являются наиболее удобными для использования в быту или в других местах, где не требуется сверхмощный световой поток.

Используются как массив из сверхъярких 5-мм индикаторных светодиодов, так и мощные светодиоды (Varton, Cree, Philips, Seoul Semiconductor, OSRAM и др.) мощностью до 30 Вт. Световой поток ручных светодиодных фонарей достигает 18 000 люмен.

HID

High-intensity discharge (разряд высокой интенсивности). В большинстве таких фонарей применяются дуговые газоразрядные металлогалогенные лампы, но встречаются модели и с чисто ксеноновыми лампами. Самые мощные карманные фонари. Срок службы ксеноновых ламп обычно 1 000-3 000 часов. Световой поток таких фонарей колеблется от 500 до 5 000 люмен (для сравнения: световой поток обычной лампы накаливания мощностью 100 ватт - 1 000-1 500 люмен). Главное преимущество: мощнейший луч света, способный хорошо осветить объекты на расстоянии вплоть до нескольких километров. Главный недостаток: крайне высокая стоимость, значительная, 2-3 секунды, задержка при включении, часто некоторые части фонарей довольно сильно разогреваются в процессе работы, что может вызвать определённый дискомфорт. Если направить луч света на воспламеняющийся материал, возможно возгорание (относится и к мощным фонарям на лампе накаливания).